Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  Войны вокруг плюрализма втягивают и американских евреев «

Войны вокруг плюрализма втягивают и американских евреев

Рон Кампеас

ВАШИНГТОН (JTA) – Волна скандалов вновь разожгла войны вокруг плюрализма и заставила альянс американских и израильских евреев возобновить кампанию против ортодоксального контроля в еврейском государстве.
Газеты запестрели заголовками вроде: «Арест женщины, одевшей талес у Стены плача»; «Протесты ультраортодоксов, или харедим, против работы в Шаббат парковки и иерусалимского отделения фабрики Интел»; «Борьба из-за полового разделения в общественных автобусах»; «Похороны в Испании в углу кладбища, предназначенного для неевреев, -- ребенка, перешедшего в иудаизм под руководством консервативного раввина» и т.п.
В ответ активисты организовали протесты в Израиле и в Соединенных Штатах ощутимой гегемонии раввинов-харедим. Организаторы говорят, что их цель сохранить в евреях заботу об иудаизме и Израиле, несмотря на то, что они называют более обособленным поведением ортодоксальных религиозных властей Израиля и членов ультраортодоксальной общины страны.
«Люди говорят: хорошенького понемножку, -- сказал Эндрю Сакс, директор израильского отделения Раввинской ассамблеи консервативного движения. – Существует сегмент американской еврейской общины, который вполне заинтересован в переменах, но есть и менее желательный эффект, который наблюдается особенно среди молодых людей: раз они говорят, что это и есть суть Израиля, то мы не хотим иметь с этим ничего общего».
Раввин Жаклин Кох Элленсон, которая руководит Женской раввинской сетью, помогла организовать 17 декабря день солидарности и поддержки Женщин Стены, который побудил их в Соединенных Штатах провести встречи, чтения Торы и молитвы в поддержку женщин, пожелавших молиться у Западной стены, включая и тех, кто носит религиозные облачения. Отдельно другая группа организует аналогичные акции протеста в Сан-Франциско 10 января.
«Моим намерением было дать возможность выступить в поддержку людей в Израиле в контексте проблемы, которая сильно беспокоит мужчин и женщин, -- сказала Элленсон корреспонденту JTA. –- Суть не в том, чтобы любить Израиль вне зависимости от того, прав он или нет, или категорически отгородиться от него. Мы должны видеть трудности и сложности страны, которую любим, мы не может отвергнуть ее и не можем молчать, когда возникают проблемы, требующие нашего вмешательства».
Активисты обеих сторон считают Западную стену своего рода фронтом боевых действий. В последние годы ортодоксальный раввинат этого места, получающий государственное финансирование, запретил смешанным группам петь – теперь группы израильской и американской молодежи вынуждены отказаться от традиции исполнять здесь Хатиква в память о возвращении Стены под еврейский контроль во время Шестидневной войны 1967 года.
Одна акция протеста против ортодоксальной монополии состоялась в Иерусалиме вечером 28 ноября. Протестующие прошли от Парижской площади до Площади Сиона в центре Иерусалима, они несли плакаты со словами «Здесь Иран – мы устали от произвола харедим», «Иерусалим не падет» и «Мы устали от (религиозного) насилия».
Нофрат Френкель, чей арест у Западной Стены несколько недель назад помог провести демонстрацию, направила послание, которое недвусмысленно касалось угрозы отхода евреев диаспоры от Израиля и от религии.
«Собравшиеся здесь сегодня доказывают еврейскому народу, в Израиле и в диаспоре, что ‘посягательство на общественные чувства’ – это не единственная прерогатива ультраортодоксов, -- сказал студент-медик и защитник прав гомосексуалистов. – Мы тоже общество, мы платим налоги и служим своей стране – в Армии обороны Израиля и на государственной службе».
Майкл Орен, израильской посол в Вашингтоне, сказал лидерам консервативного движения, что Френкель «увели» от Стены, но арестовали, -- сообщила газета «Форвард». Он позже выпустил заявление, в котором внес поправки в эти сведения и подтвердил, что Френкель, на самом деле, была арестована. Орен сказал, что он попросил свое правительство выяснить, почему его ввели в заблуждение. Однако важно то, что этот инцидент показывает, как израильским властям важно трактовать практику раввинов своей страны американским евреям.
У Орена, который в это время находился в Израиле, комментария получить не удалось.
Всплеск споров в Израиле пришелся на тот момент, когда американский еврейский плюрализм достиг невиданного прежде размаха. Среди гостей на ханукальном праздновании в Белом доме наряду с ХАБАДными раввинами была и Шарон Клянбаум, возглавляющая гейскую синагогу в Нью-Йорке Бейт-Симхат Тора.
Некоторые организации, особенно ортодоксальные, отвергают всю эту деятельность, считая, что американцы навязывают Израилю свои нравы.
Израиль – «страна, функционирование которой строится на понимании между религиозными и нерелигиозными евреями, -- сказал раввин Ави Шафран, пресс-секретарь Агудат-Исраэль Америки. – Если эти активисты не хотят отдаляться от евреев, они не должны воротить носы от традиционных евреев Израиля».
Шафран также отметил, что наиболее шумно протестующие представляют меньшинство своих общин. Весь сыр-бор разгорелся в основном из-за продолжающихся протестов у здания Интела, но число протестующих резко снизилось после того, как в прошлом месяце был достигнут компромисс, позволяющий в Шаббат работать неевреям. Но это осталось незамеченным, -- сказал Шафран.
«Главные группы ультраортодоксов выступили за этот компромисс, но всегда есть уклонисты», -- сказал Шафран.
Однако других американских ортодоксальных лидеров раздражает сама возможность отстраненности от Израиля. Они отмечают, что эта отстраненность может распространиться даже на современных ортодоксов из-за нынешнего кризиса в политике гиюров, который может дискредитировать и большинство ортодоксальных гиюров.
Раввин Ави Вайс, который возглавляет общественную организацию Амха и либеральную современную ортодоксальную семинарию Йешиват Ховевей Тора призвал к диалогу. «Это самая большая угроза, нависшая над нами, -- она более опасна, чем внешний враг, и может привести к катастрофе», -- сказал он.
Вайс отметил, что ортодоксальные власти защищают свои действия, называя их «хумра» -- строгое применение еврейского закона.
«В мире хумра следует делать упор на хумра Ахават исраэль» (любви еврейского народа), -- сказал Вайс.
Авраам Фоксман, национальный директор Антидиффамационной лиги, сказал, что Израиль периодически страдает от приступов социальной боли, возникающей в относительно мирной ситуации, и высказал мнение, что эту проблему следует решать местными средствами, а не под американским еврейским давлением.
«Каждый раз, когда возникает затишье в повседневных угрозах террористических актов, нормальная жизнь выдвигает на передний план многие из этих неразрешенных социальных проблем, -- сказал он. – Некоторые из них влияют на отношения с евреями диаспоры, но их значительно важнее решить для самих израильтян из-за их собственной нужды в религиозной толерантности, а уж потом из-за нужды американцев».
Новый израильский фонд, группа, которая долгое время выступала за повышение роли евреев диаспоры в борьбе за плюрализм, приветствовала внимание к этим проблемам, -- сказала пресс-секретарь фонда Наоми Пайсс.
Главная идея Нового израильского фонда состоит в том, что ты можешь любить Израиль и при этом искоренять его недостатки, -- сказала она. – На израильском правительстве лежит особая ответственность – то, что становится законом в Израиле, означает нечто самое близкое к религиозному установлению, даже для тех из нас, кто не живет в Израиле. Мы, американские евреи, принимаем это на свой счет и мы должны так поступать».
Примером тому был 13-летний мальчик, который скончался в Мадриде в прошлом месяце. Указание похоронить его в отдельном углу еврейского кладбища поступило от раввина Шломо Амара, главного сефардского раввина Израиля.
Новый израильский фонд теперь организует петицию среди евреев Израиля и диаспоры, призывающую Израэля Каца, министра транспорта Израиля, запретить разделение на мужские и женские места в автобусах, получающих государственное финансирование.
«Если он уступит давлению харедим, мы будем выступать еще более активно и здесь, и в Израиле, -- сказала она. – Всеми имеющимися у нас средствами мы будем просвещать американскую публику в этой области».



Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.