Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  Сталину 130 лет «

Сталину 130 лет

Сталину 130 лет

Юбилей Сталина вызвал новую волну дискуссий в обществе о советском прошлом и роли "отца всех народов". Накануне юбилея ВЦИОМ провёл опрос россиян об оценке личных и лидерских качеств Сталина, и потребности сегодня руководителя сталинского типа.

ВЦИОМ: "Необходимости в руководителе типа Сталина большинство наших сограждан сегодня не видят (58%). Хотели бы его прихода к власти 29%.
Положительные чувства к Сталину у россиян встречаются чаще, чем негативные (37% против 24% соответственно).
Растёт доля тех, кому Сталин безразличен (28% против 13% в 2001 году). Особенно много таких среди молодёжи (38%).
Лидерские качества Сталина россияне склонны оценивать высоко (54%), личные - средне (31%)".
Тренд
130 лет назад родился Иосиф Сталин.
Реакция системной оппозиции
Иван Мельников - первый зампред ЦК КПРФ, вице-спикер Госдумы: "Уже прошла масса мероприятий по всем регионам, а 21 декабря будет кульминация... Нам бы очень хотелось, чтобы в этот день смолкли разговоры о каких-то ошибках сталинской эпохи, чтобы люди задумались о личности Сталина как о созидателе, мыслителе, патриоте... А в 17.00 начнется торжественное мероприятие, к которому мы готовились давно и тщательно: вечер, посвященный 130-летию со дня рождения Сталина, в концертном зале "Измайловский"... Будет отличная документальная, художественная и концертная программа с участием лучших творческих коллективов нашей страны... Юбилей Сталина воспринимается и в обществе и в среде деятелей искусства как весомое событие, и мы достаточно легко получали от них согласие на участие".
Реакция маргинальной оппозиции
Сергей Удальцов - координатор Левого Фронта: "У товарища Сталина юбилей. Как обычно, разные стороны не очень убедительно пытаются выставить Иосифа Виссарионовича одноцветным - или сугубо великим и положительным, или сугубо ничтожным и отрицательным. Конечно, это ущербная позиция. Сталин многогранен и многоцветен, как и любая великая историческая личность. Но мне представляется, что споры сегодня нужно вести в прагматической плоскости. Основной вопрос - насколько эффективна может быть сталинская модель в современных условиях. Каковы ее основные плюсы и минусы? Безусловно, основная сила сталинской модели, как бы не доказывали обратное, - ее идеологическая составляющая (конечно, это не личная заслуга товарища Сталина). Наличие мобилизующей, привлекательной для граждан идеи, которая еще не превратилась в фарс (как в позднем СССР) - основной двигатель достижений того времени. Без идеи никакие репрессивные методы не сработали бы. Так что современной России как воздух необходима такая идея. Такой идеей может и должен стать новый социализм (приоритет общественной собственности, социальная справедливость, социальное равенство, прямое народовластие, альтернативная энергетика, продление жизни человека, освоение новых пространств и т.д.) Потому как серьезные конструктивные альтернативы не просматриваются, а существующая идеология тотального потребления ведет страну и мир в пропасть. Основной недостаток сталинской модели - сверхцентрализация (допустимая в военное время, но непригодная в мирных условиях) и отсутствие контроля со стороны граждан. А это неизбежно рано или поздно приводит к разложению и гибели системы. Что и было наглядно продемонстрировано на примере развала СССР. Таким образом, в целом копирование сталинской модели сегодня не будет эффективным, что не исключает возможности использовать ее отдельные позитивные элементы".



Борис Туманов Газета.ру

Всякая дискуссия о роли Сталина в истории России бессмысленна, поскольку спорят не о реально существовавшем человеке, а о мифе, который был придуман самим вождем и учителем.


В своем тбилисском детстве я видел сталиных почти каждый день. А с некоторыми из них был знаком лично. Как, например, с нашим дворником дядюшкой Габо, или, как мы его называли по-грузински, Габо-бидза. Его дворницкая находилась во дворе нашего дома номер 10 по улице, которая сначала называлась Могилевская, а потом Ленинградская.
Особенностью жилища дядюшки Габо было то, что пол дворницкой находился вровень с асфальтовым покрытием двора. Там даже порога не было. Поэтому когда мы, дворовые мальчишки, играли в футбол, мяч очень часто вкатывался, а иногда и влетал в открытые двери каморки дядюшки Габо.
Сам он в это время дня, как правило, величественно сидел в тени у открытой двери дворницкой с видом мыслителя, уставшего от земной суеты. Грузный, морщинистый и усатый дядюшка Габо был монументален, гипнотически невозмутим и подавляюще немногословен. Мяч, исчезнувший в полумраке его скромной комнатенки, не производил на него ровно никакого впечатления. Он даже не провожал его взглядом. Именно поэтому необходимость вызволить мяч повергала нас в состояние, близкое к суеверному ужасу. Ибо мы знали, какое трудное испытание нас ждет.
Мы долго препирались, пытаясь свалить друг на друга ведение переговоров с дядюшкой Габо. Тот, на кого падал жребий, нехотя брел к сидящему дворнику и начинал ныть:
– Габо-бидза, мячик можно взять?
Дядюшка Габо со вкусом выдерживал нечеловечески длинную паузу и, не глядя на парламентера, произносил:
– Какой мяч?
Наш несчастный товарищ растерянно начинал объяснять ему, что, мол, мы – Шалико, Гиви, Рубенчик, Арчил и другие – играли в футбол, кто-то нечаянно по мячу так ударил, что тот от лестницы отскочил и в дворницкую закатился, нам дальше играть надо, можно мяч забрать?, мы будем по нему аккуратнее бить…
Спустя полминуты дядюшка Габо равнодушно интересовался:
– Ты чей?
– Я сын Автандила Георгиевича с третьего этажа, мою маму Натэла зовут…
Длинная пауза.
– Родителей слушаться надо…
– Да, Габо-бидза…
Тут дядюшка Габо величественно затягивался папиросой.
– В школу ходишь?
– Да, Габо-бидза…
Пауза.
– Математику любишь?
– Очень люблю, Габо-бидза, – лгал во спасение парламентер, отчаянно пытающийся разгадать намерения властителя двора.
Длинная-предлинная пауза и – приговор:
– Иди, бери мяч…
Впрочем, в некоторых не поддававшихся прецедентной логике случаях после столь же обстоятельного диалога дядюшка Габо, напротив, молча вставал со стула и исчезал в дворницкой, хлопнув за собой дверью. А на следующий день он отдавал мяч кому-нибудь из наших родителей.
Такая стилистика поведения была, разумеется, свойственна далеко не всем тбилисцам. Она обнаруживалась главным образом у тех же дворников, чистильщиков обуви, сапожников, сторожей, карикатурно напоминая манеру поведения кинематографического Сталина из фильма «Падение Берлина».
Хотя, скорее всего, это Иосиф Виссарионович виртуозно подражал своим соотечественникам, зная о гипнотическом воздействии их медлительной загадочности на простодушных людей.
В самой Грузии, да, пожалуй, и на всем Кавказе эта театральная многозначительность местных дворников и сапожников никого, кроме детей, не обманывала. Но вот в России именно с ее помощью недоучке-семинаристу удалось загипнотизировать детское сознание рабоче-крестьянских масс, а точнее крестьянско-рабочих масс, и заставить их поверить в свое мифическое величие и всесилие. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что
«чудесный грузин» сумел загипнотизировать даже самого Владимира Ильича, который слишком поздно понял, что за степенной многозначительностью Сталина скрывается патологически жестокий властолюбец.
Но Ульянов-Ленин вряд ли был способен увидеть в Иосифе Джугашвили дорвавшегося до власти дядюшку Габо, мстящего своим подопечным за собственную посредственность, осознание которой вынуждало его постоянно подозревать их в заговорах.
Всякая дискуссия о роли Сталина в истории России бессмысленна, поскольку спорят не о реально существовавшем человеке, а о мифе, который был придуман самим Сталиным и который деформировал сознание и извратил систему ценностей большинства советских людей, а затем, увы, и россиян.
Те, кто и сегодня исступленно верят в то, что без Сталина мы проиграли бы войну, даже не подозревают, что оскорбляют прежде всего русский народ и те его качества, которые задолго до Великой Отечественной приносили русским военные победы во имя Родины, но уж никак не во имя очередного божка.
Те, кто и сегодня истово призывают товарища Сталина встать из гроба, чтобы железной рукой навести порядок в подъездах и на улицах, искоренить мздоимство, алкоголизм, преступность и пр., даже не отдают себе отчета в том, что сами они полностью утратили элементарное человеческое достоинство, запрещающее любому уважающему себя человеку вымаливать у власти регулярную порку.
Те, кто готов по-сталински пожертвовать возникшей впервые после 1917 года, пусть и призрачной, надеждой на внутреннее цивилизованное процветание России ради чисто эксгибиционистского удовольствия пугать мир ее окончательно проржавевшим величием, совершают преступление против своего же, столь горячо любимого ими на словах народа.
Ну а те, кто подобно гендиректору одного прикремлевского социологического центра услужливо пытается нахлобучить на того же Путина сталинскую фуражку, нахваливая его за то, что он, дескать, вернул российской власти «ее сакральный характер», цинично считают свой народ стадом баранов, готовых пойти на бойню за первым попавшимся козлом, которого поставили во главе этого стада.
Российское послереволюционное большинство, никогда ранее не имевшее возможности задуматься над своей судьбой, очень быстро поддалось магии примитивных лозунгов, где утверждение «Мы не рабы, рабы не мы» естественно уживалось с религиозно-просветленным всхлипом «О Сталине мудром, родном и любимом, прекрасную песню слагает народ». Смертная давка у Колонного зала в день похорон Иосифа Виссарионовича стала апофеозом того суеверно-истерического поклонения, которым он был окружен в России. И тем несчастным, которые в полуобморочном отчаянии ломились к гробу своего палача, даже в голову не могло прийти, что при его жизни
в советской Грузии, да и вообще в советском Закавказье никто и никогда не воспринимал Сталина как всемогущего, непогрешимого и загадочного бога, со смертью которого кончается судьба страны и населяющих ее людей.
Нет, разумеется, там тоже и на днях рождения, и на свадьбах поднимали рога и бокалы за здоровье товарища Сталина. Но за него пили с веселым и сочувственным уважением, как за близкого родственника или давнего приятеля, сумевшего преуспеть настолько, что ему удалось подмять под себя «такую страну». «Это мог сделать только грузин», - гордо заканчивали они тосты во здравие знаменитого земляка под одобрительные возгласы присутствующих.
И если вспомнить дядюшку Габо, то, пожалуй, они были не так уж далеки от истины.
А когда в 1956 году после ХХ съезда КПСС, «разоблачившего культ личности Сталина», Россия впала в шоковое оцепенение, вновь переживая крушение привычного мира, в Грузии бурно негодовали. Разумеется, не по идеологическим соображениям, а потому, что какой-то Хрущев посмел принизить значимость их великого соотечественника. Единственными жертвами этого негодования стали крепко побитые армянские обитатели тбилисского квартала Авлабар и несколько поездов Москва – Ереван, которые приходили на ереванский вокзал с вдрызг разбитыми окнами.
Так что даже тризну по товарищу Сталину в «едином и могучем» Советском Союзе справляли в соответствии с особенностями национального характера.
И напоследок еще одно воспоминание детства, которое в сто тридцатую годовщину со дня рождения «чудесного грузина» очень уместно, как мне кажется, учит тому, что ирония является лучшим средством против кликушеского обожествления собственных палачей.
Семидесятую годовщину со дня рождения товарища Сталина в Тбилиси праздновали с кавказским размахом. На главных проспектах города, носивших – почти по Ильфу и Петрову – имена Руставели и Плеханова, деревья были опутаны гирляндами сиявших всю ночь разноцветных лампочек, а тбилисцы рассказывали друг другу анекдот, родившийся в эти дни.
Мол, прибрел в Тбилиси как раз во время этих празднеств крестьянин, впервые спустившийся в столицу из своего села, затерянного в горах. Дошел он до проспекта Руставели, увидел ярко горящие лампочки на ветвях деревьев и оторопел в недоумении. Снял с плеча хурджин (переметная сума), сдвинул папаху на лоб и долго размышлял, почесывая затылок. Наконец он облегченно вздохнул и восхищенно произнес: «Маладэц, Мичурин, нэ ажидал!»
А вообще-то, если говорить серьезно,
еще одного культа личности, пусть даже скоморошного, Россия не переживет.
Она сможет выжить только в том случае, если установит культ личностей в масштабе всего общества.



laser-uzormed.ru . Процесс и традиции кремации.
Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.