Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  ОТНОШЕНИЯ ДВУХ НАРОДОВ - КАК СКВОЗЬ СТИСНУТЫЕ ЗУБЫ «

ОТНОШЕНИЯ ДВУХ НАРОДОВ - КАК СКВОЗЬ СТИСНУТЫЕ ЗУБЫ

Семнадцать лет собирая исторический материал и постоянно сравнивая различные версии, хранящиеся в памяти свидетелей одних и тех же событий, 58-летний аникшчяйский писатель Римантас Ванагас недавно выпустил книгу документальной прозы "Зеленые волосы евреев".

Это размышления отстраненного человека своего поколения, видящего неразобранные баррикады между народами, жившими в Литве, и не стремящегося принять чью-либо сторону, постоянно размышляющего о будущем и о проблеме литовской национальной толерантности.

Р.Ванагас был первым литовским писателем, 12 лет назад выпустившим книгу публицистики "Не отвратись от себя", в которой пытался рассмотреть еврейско-литовские отношения. Позднее на эту тему вышло несколько монографий, в основном предназначенных для специалистов.

"Взгляд на инородцев в Литве очень важная часть будущего нашего края, потому что чем дальше, тем чаще нам придется решать, как относиться к представителям других народов, для которых Литва будет своим, возможно даже родным краем", - сказал писатель, подчеркивая актуальность темы сегодняшних отношений между евреями и литовцами.

По мнению Р.Ванагаса, очень нетерпимым соотечественникам может дорого стоить нынешнее настроение, что литовцы в Литве - самые лучшие и умные, а Литва - это их неприкосновенная собственность, на которую никто даже права не имеет претендовать.

ВЫКИНУТО КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Анализируя историю литовско-еврейских отношений, иллюстрируя их подлинными фактами, примерами из литературы и фольклора, Р.Ванагас обнаружил в культуре и истории Литвы зияющую дыру: еврейское культурное наследие как будто вычеркивается из контекста Литвы.

Евреи веками пестовали Вильнюс как один из своих мировых культурных центров, называли его вторым Иерусалимом. Однако литовцы не признают этого факта, не считают его важным, придерживаясь категорической установки, что Вильнюс - исключительно литовский город.

"Пока мы вместе - литовцы и евреи - не начнем анализировать, что дали евреи Литве и что Литва предоставила мировой еврейской культуре, до тех пор в отношениях этих народов останутся взаимные долги и обиды", - уверен Р.Ванагас.

ДЖУНГЛИ СТЕРЕОТИПОВ

Собирая материал для такой книги, Р.Ванагас должен был постоянно пересматривать и оценивать стереотипы, которые, как выяснилось, придуманы не только литовцами и закрепившиеся не только в нашем сознании.

"Литовцы убивали евреев", "евреи-красноармейцы убивали и высылали литовцев", "евреи похищали детей и их кровь использовали в ритуальных целях" - это только основные и ныне наиболее известные во всем мире утверждения, которые выкапывают глубочайшие рвы нетерпимости.

Исследуя, сколько исторической правды в подобных утверждениях, отыскивая причины происходнения таких стереотипов, Р.Ванагас обнаружил, что такие сведения всплывали на поверхность тогда, когда кому-то по разным причинам хотелось расправиться с инородцами.

"Может ли кто-нибудь оспаривать, что евреи - мудрый народ? Неужели такой народ, тысячелетие не имевший своей земли, но сохранивший культуру, может специально копать себе яму, чтобы погибнуть в ней? - спросил писатель.

По словам Р.Ванагаса, слухи о том, что евреи убивают детей, и даже свидетели, якобы столкнувшиеся с подобными историями, появлялись именно тогда, когда не помогали законные средства победить еврея, работающего в какой-нибудь сфере.

О том, что это - правило, свидетельствует и еврейский фольклор, анекдоты, которые они рассказывают о своей судьбе: еврей все равно останется виноватым, потому что те, кто рядом с ним, считают, что имеют преимущество, и обязательно найдут оправдание.

ИЗВИНЕНИЕ ВОСПРИНЯТО С ИЗДЕВКОЙ

Мотив вины неизбежен, как только начинается разговор о евреях, считает Р.Ванагас.

В середине ХХ века евреи, 600 лет жившие в Литве и вместе с литовцами создававшие современность, за короткое время были уничтожены.

"Мы не можем двигаться дальше, не признав своей вины в такой судьбе евреев. Этот путь уверток и умолчаний никуда не ведет - литовцы все еще склонны рассуждать, выворачиваться, но не анализировать и признавать", - уверен Р.Ванагас.

В книге он затрагивает и тему извинения, акцентируя исключительную неготовность литовского народа признать то, что было очевидно даже руководителю католической церкви Иоанну-Павлу II.

12 лет назад тогдашний руководитель Альгирдас Бразаускас осмелился вслух произвести слова извинения. Но его попытка сделать более теплыми отношения между литовцами и евреями не только не имела продолжения, но и не раз подвергалась глумлению.

НА МОГИЛЕ РОСЛА ЛИШЬ ЗЕЛЕНАЯ ТРАВА

Все лето после появления новой книги у писателя спрашивали: "Где ты видел зеленые волосы?"

И Р.Ванагасу приходилось отвечать, что он видел только образ.

На вершине горы Людишкис близ Аникшчяй покоится прах писателя Ионаса Билюнаса и над деревьями возвышается всем известный памятник "Огонь счастья". А по другую его сторону, у подножья горы, в братской могиле похоронено около 2-х тысяч аникшчяйских евреев - жертв Холокоста.

В детстве, когда после Второй мировой войны в Аникшчяй не осталось ни одного еврея, но в памяти и разговорах аникшчяйев они еще оставались, найдя это место, Р.Ванагас узнал, что все евреи Аникшчяй здесь - под землей.

"Там не было ничего, только зеленая трава росла - все, что осталось от народа. Но эта трава врезалась в память - как некий символ еврейской жизни, вроде повторения жизни", - вспомнил писатель.

ЕВРЕЙСКОЕ ИМУЩЕСТВО - РАСТАЯЛО

Тема еврейского имущества - одна из наиболее болезненных, которую писатель взялся анализировать.

В Куркляй (Аникшчяйский р-н) сохранился и попал к писателю список еврейских предметов, которые были собраны в этом местечке и распродавались не только после массового убийства, но и до него.

"Более краткого и жестокого рассказа о ценности человеческой жизни, чем этот список, создать немыслимо. В нем названы все мелочи, нет только самого важного - человека", - сказал Р.Ванагас.

По мнению писателя, самое главное в этой теме то, что ничего из вещей убитых не вывезено в Америку или еще куда-нибудь, - только растворилось вокруг среди местных жителей.

Когда аникшчяйские музейщики несколько лет назад обратились к населению и попросили дать в долг что-нибудь из старых еврейских вещей для экспозиции, не откликнулся никто.

"Страх быть обвиненными и до сих пор преследует даже ни в чем не виновных литовцев, свидетельствуя, что народ не свободен от выпавшей ему ноши вины и ответственности", - утверждает Р.Ванагас.

Таутвидас КОНТРИМАВИЧЮС.

"Летувос ритас".

Газета Еврейской общины Литвы "Литовский Иерусалим"



Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.