Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  ВЕНИАМИН И ЕГО ПОТОМКИ «

ВЕНИАМИН И ЕГО ПОТОМКИ

«…Неужели Б-г отверг народ свой? Никак! Ибо и я из Израильтян, от семени Авраамова, из колена Вениаминова».
«…Я, обрезанный в восьмой день из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев…»
Обе приведенные цитаты принадлежат одной из наиболее ярких, харизматических личностей 1-го века новой эры, вошедшей в историю под именем апостола Павла.
Первая цитата заимствована из послания апостола к римлянам (т.е к новообращенным из иудейской общины столицы империи), вторая – из послания к филиппийцам – жителям небольшого города во Фракии, прославившегося знаменитой битвой между сторонниками и противниками убитого Цезаря.
Семья Павла проживала в киликийском городе Тарсе, расположенном в юго-восточной части Малой Азии, в городе, еще не забывшем роскошную ладью египетской царицы Клеопатры, прибывшей для встречи с полководцем Марком Антонием.
Судя по всему, в доме Павла строго придерживались еврейских обычаев, при этом бережно соблюдая и давние традиции колена Вениаминова, которое уже в ту пору должно было раствориться в иудейской среде. Родители дали сыну имя Саул (в русском прочтении Савл), в честь первого царя Израиля, далекого предка из своего родного колена.
«СЫН ПРАВОЙ РУКИ»
Симеон и Левий, обливаясь слезами, умоляли своего отца Иакова о прощении за страшную резню, которую они устроили в Сихеме в отместку за похищение своей сестры Дины.
«Вы молите меня о прощении!» – горько произнес глава рода: «Ваше преступление сделало нас отверженными в глазах всех людей и нам предстоит бегство!». Глубоко потрясенный ужасным поступком сыновей, Иаков не добавил, что самым большим его опасением является то, как сумеет перенести трудную дорогу Рахиль – любимая супруга, которая вот-вот должна была разрешиться от бремени.
Страхи мудрого патриарха оказались не напрасны: Рахиль умерла в жесточайших родовых муках. Перед смертью несчастная просила назвать появившегося на свет сына Бен-Они (сын моей скорби), но Иаков, не желая, чтобы имя ребенка постоянно растравляло его скорбь, нарек мальчика Вениамином, т.е. «сыном правой руки».
Всем было хорошо известно, что таковой он всегда считал возлюбленную жену.
Когда старший сын Иакова и Рахили, злодейски избитый и проданный коварными братьями заезжим мадиамским купцам, обретался в Египте, выстраивая там свою головокружительную карьеру, Иаков всю свою нерастраченную любовь сосредоточил в этом ребенке, так напоминавшем ему любимую женщину.
Прошли годы, и когда в результате разразившегося в Ханаане жестокого голода решено было отправиться в Египет за хлебом, осторожный родитель не отпустил вместе с остальными сыновьями Вениамина, не желая рисковать жизнью своего любимца.
Как известно, десять старших братьев, отправившихся в Египет с надеждой раздобыть хлеб, были опознаны могущественным Наместником фараона, которым к тому времени сделался Иосиф.
Не потребовав с них никакой платы, Правитель щедро наделил пораженных братьев зерном, но одного из них оставил у себя заложником до тех пор, пока они не приведут в Египет Вениамина.
Иаков долго не решался отпустить свою единственную отраду, но запасы привезенного хлеба были уже на исходе и он, скрепя сердце, вынужден был согласиться. Желая смягчить неизвестного, но грозного Наместника земли фараонов, старик посылает ему с сыновьями бальзам, мед, ладан и миндальные орехи. Этот трогательный, но наивный жест характеризует провинциальное мышление патриарха, не имеющего даже отдаленного представления о подлинном величии и могуществе египетского вельможи.
Подвергнув вернувшихся братьев ряду испытаний, что было вполне справедливо, памятуя нанесенные ему обиды, Иосиф открылся им и принялся нежно целовать любимого Вениамина, который к тому времени был уже далеко не ребенком.
Вскоре в Египет перебрался старый Иаков и в плодородной дельте Нила, неподалеку от столицы государства, возникло еврейское поселение, которое с годами значительно разрослось, сделавшись, своего рода, областью в стране фараонов.
Священное Писание не приводит имя супруги Вениамина, зато перечисляет имена его сыновей и внуков.
На смертном одре, когда дряхлый старец Иаков – родоначальник народа Израилева – благословляет детей своих, он, неожиданно для остальных, называет Вениамина «хищным волком, делящим добычу», предрекая тем самым потомкам любимого отпрыска воинственный и жестокий нрав.
Ну а как же в действительности сложилась судьба этого, одного из 12 еврейских колен?
«ВОЛКИ» НА МАРШЕ
Благодаря большим стараниям Моисея, бесформенная толпа скитальцев превратилась в упорядоченный стан, руководимый командирами, которые назначались самим Пророком.
Все сообщество на марше было разделено на 4 колонны, в каждую из которых входило по три еврейских племени.
Если колено Иуды двигалось впереди, сразу же вслед за левитами, то люди из колена Вениамина составляли арьергард, что тоже имело свои преимущества. Колонну Вениамина возглавлял некто Авидан, Сын Гидеония, который от лица соплеменников должен был приносить пожертвования к походному Алтарю при переносном Святилище – Скинии Завета. Кроме того, каждый такой вождь колена исполнял обязанности знаменосца. Подобный стяг представлял собой нанизанное на длинный шест полотнище, окрашенное в цвет какого-нибудь из 12 драгоценный камней, вшитых в нагрудник одеяния Первосвященника. В середине знамени красовался традиционный символ данного колена.
Эти изображения на знаменах почти в точности соответствовали характеристикам, данным своим сыновьям умирающим Иаковом, считавшимся прародителем Израиля. Поэтому на многоцветных, пестрых полотнищах Вениамина кровожадно скалил зубы серый хищник, с которым старый патриарх на смертном одре сравнил своего любимого сына.
В самом конце 40-летних странствий по пустыням Синая, когда престарелый Моисей, чувствуя приближение смерти, прощался с Б-гоизбранным народом Исхода, он благословил сынов Вениамина следующим загадочным напутствием: «Возлюбленный Г-сподом обитает у Него безопасно. Б-г покровительствует ему всякий день и он покоится между раменами Его». В этих таинственных словах многочисленные комментаторы усматривают намек на будущий иерусалимский Храм, оказавшийся на территории племени вениаминитов.
Преемнику Пророка Иешуа Навину довелось не только осуществить покорение Ханаана, но и поделить эти земли на округа, каждый из которых переходил во владение того или иного племени.
Исключение составляло жреческое колено левитов, которым предназначалось повсеместно выполнять свои религиозные функции. Южные земли, ставшие уделом сынов Вениамина, соседствовали с территориями потомков Иуды и Симеона.
Среди городов и селений, согласно жребию, отошедших к колену Вениамина, наиболее известными являлись Гива, Гаваон, Рама, Иерихон и, конечно же, Иерусалим. Надо заметить, что Иерусалим так и не был завоеван израильтянами и в течение долгого времени оставался анклавом ханаанского народа иевусеев.
Судя по всему, все это время «волчата» мирно уживались с иноплеменниками, возможно, просто не решаясь штурмовать хорошо укрепленную столицу иевусеев.
После смерти Иешуа Навина израильтяне не сумели найти в своих рядах лидера, который мог бы сплотить народ воедино. Часто конфликтующие между собой по пограничным вопросам еврейские кланы разрушали прежнее национальное единство, чем не замедлили воспользоваться завоеванные, но не разгромленные племена Ханаана. Потомкам Иакова грозила судьба быть ассимилированными культурно более развитыми аборигенами.
В этих условиях из народной среды стали выдвигаться ее достойнейшие представители, пытавшиеся вновь возродить некогда единую нацию. Этих людей стали называть Судьями израилевыми.
Одной из таких ярких личностей был молодой вениамитянин Аод, проживавший в Иерихоне. В то время, моавитский царь Еглон, в союзе с другими ханаанскими племенами практически подчинил себе разрозненные еврейские колена и в течении долгих 18 лет собирал с них обильную дань. Аод, каким-то образом сумевший расположить к себе моавитского правителя, был допущен в его резиденцию, где во время доверительной беседы с глазу на глаз заколол Еглона, беспрепятственно покинул дворец и вернулся к ликующим землякам. Воспользовавшись замешательством противника, вызванным гибелью вождя, израильтяне нанесли ему сокрушительное поражение, а храбрый потомок Вениамина Аод на долгие годы утвердился в качестве общенародного Судьи.
Демократически избранные правители израильского сообщества, именуемые Судьями, несли свои многотрудные обязанности на протяжении двух столетий, несомненно способствуя укреплению единства нации.
В самом конце этого периода был отмечен безобразный эпизод, поставивший сынов Вениамина в положение изгоев всего израильского народа. Вкратце суть дела состояла в следующем.
Некий левит, проживавший у подножия горы Ефремовой, вместе с супругой возвращался домой. Вечер застал их у стен Иерусалима, но левит не пожелал остаться на ночлег в городе иноплеменников-иевусеев и принял любезное предложение случайного попутчика переночевать у него в находившемся неподалеку городе Гива.
Однако в тот момент, когда они ужинали у этого гостеприимного человека, дом окружила большая толпа городских подонков (которых хватало во все времена) и потребовала выдать им чужеземцев для удовлетворения своих разнузданных сексуальных притязаний. Негодяям удалось похитить несчастную жену левита, над которой они измывались всю ночь, пока истерзанная женщина не скончалась. Левит погрузил на осла бездыханное тело и поспешно покинул ужасное место. По прибытию домой безутешный муж придумал достойное отмщение убийцам. Он рассек тело покойной на 12 частей и с соответствующими письмами разослал всем израильским племенам, как доказательство страшного преступления обитателей Гивы.
Следует сказать, что это событие вызвало большой резонанс во всем сообществе. Специальная делегация, прибывшая в Гиву, потребовала выдачи преступников, но старейшины колена Вениамина отвергли справедливое требование.
После срыва переговоров вооруженная общеизраильская коалиция осадила Гиву, и началась долгая, кровопролитная война. Дважды осаждавшие терпели поражение, уступая вениамитянам в военной выучке, особенно в стрельбе из лука, но в итоге решающим фактором оказалось огромное численное превосходство коалиции.
Гива была взята штурмом и предана огню, а население перебито. Только шестистам вениамитянам удалось вырваться из горящего города и укрыться в горах.
Поначалу, на общем сходе, разгневанные мужи Израиля поклялись никогда не отдавать своих дочерей за представителей преступного колена, но постепенно сменили гнев на милость.
Отверженных беглецов допустили на празднество в городе Силоме и разрешили похитить(!) несколько тамошних девиц для сохранения рода. Любопытно, что вся эта история чрезвычайно напоминает произошедшее спустя несколько веков знаменитое похищение римлянами сабинянок. В конце концов сынам Вениамина было позволено вернуться в свой удел и восстановить разрушенные города и селения. Таким образом, колено потомков младшего сына Иакова было спасено от истребления и исчезновения с исторической сцены.
ОТ САУЛА ДО САВЛА
После огромных потерь, понесенных вениаминитами в «неправедной» войне с соплеменниками, численность колена настолько сократилась, что уже не могла представлять собой народности, оказывающей сколь-нибудь заметное влияние на судьбу всего сообщества.
Тем не менее, именно отсюда в середине 11-го века до новой эры возникла первая, хотя и очень короткая, царская династия тогда еще единого Израиля. Согласно текстам Священного Писания, это событие произошло следующим образом. У некоего знатного вениамитянина по имени Кис был сын, которого звали Саул.
Этот юноша отличался огромным ростом, а также редкой красотой и статью. Возможно, что именно его прекрасная внешность навела пророка Самуила, являвшегося в тот период теократическим вождем нации, «помазать» его на царство. Конечно, принимая данное решение, харизматический лидер Израиля руководствовался и многими иными соображениями. С запада евреев сильно теснили филистимляне, умело используя неведомые сынам Иакова секреты производства оружия из железа, с востока угрожали аммонитяне.
Самуил был уверен, что молодой и энергичный царь, сплотив народ вокруг себя, сумеет достойно ответить любому агрессору.
Действительно, Саулу удалось создать сильное централизованное государство, с хорошо оснащенной армией, что позволило на протяжении многих лет вести успешные войны с филистимлянами – главными на тот момент врагами Израиля. Знавший и любивший военное дело молодой царь научил полукочевых, свободолюбивых евреев подчинять свои клановые интересы общенародным нуждам, внушил им стремление к национальной независимости.
Увы, именно борьба с филистимлянами, которая возвела его на престол, преждевременно свела храброго властителя и полководца в могилу. Саул погиб в сражении вместе со своими старшими сыновьями. Оставшийся в живых младший сын царя Иевосфей не сумел сохранить власть, которая перешла к представителю наиболее могущественного племени Иуды, знаменитому Давиду.
Потекли годы самого благополучного в истории Израиля 10 века до новой эры, отмеченного мудрым и умелым правлением Давида и его сына Соломона, времени строительства Первого Иерусалимского Храма.
Однако политический антагонизм между северными и южными племенами продолжал существовать, и вскоре после смерти Соломона могучая держава распалась на два самостоятельных, слабых государственных образования, которые вели между собой постоянные войны.
Южное государство получило название Иудея. В ее состав вошли не только представители самого многочисленного колена Иуды, но и обитавшие на этих землях вениамиты, сохранившие верность территориальному союзу, несмотря на множество тяжких обид, накопившихся за прошедшие годы.
После разгрома ассирийцами Северного царства Иудея, защищенная лишь силой народного духа, основанной на глубоко укоренившемся в национальном сознании монотеистическом культе, стала последним прибежищем древней религии Моисея.
Увы, подобная ситуация продолжалась недолго, так как менее чем через полтораста лет Иудея была завоевана могучей империей Вавилона.
Много лет спустя, уже после возвращения большей части евреев из вавилонского плена на родину, после восстановления Священного Храма, на исторической сцене появляются яркие фигуры персидской царицы Эсфири и ее двоюродного брата Мардохея – уроженцев колена Вениамина.
В формате настоящей статьи не имеет смысла вновь останавливаться на огромных заслугах этих людей, фактически предотвративших истребление евреев на территории персидской монархии. Однако представляется уместным высказать следующее предположение. Главный идеолог расправы с иудеями, высокопоставленный персидский вельможа Аман, чье имя сделалось персонифицированным воплощением Зла, возможно добивался не уничтожения всего еврейского народа, а только вениаминитов, к которым принадлежал его личный враг Мардохей. Впрочем, для истории это не имеет существенного значения. Как всем хорошо известно, в данной ситуации, как в сказке со счастливым концом, Зло было побеждено, а Добро восторжествовало.
На страницах Священного Писания еще неоднократно упоминаются сыны Вениамина, но в основном в не слишком значительных эпизодах.
Случилось так, что достойным завершением истории этого славного племени явилась жизнь и деятельность человека, порвавшего с иудаизмом и фактически положившего начало новой мировой религии.
«Я – иудеянин, тарсянин, гражданин небезызвестного киликийского города…». Савл (дохристианское имя апостола Павла) несомненно получил хорошее образование, так как, по свидетельству знаменитого греческого географа Страбона, в его родном Тарсе находился университет, не уступавший по своему уровню афинскому и александрийскому.
Отойдя от еврейской религиозной традиции, этот человек до самой смерти сохранил еврейское самосознание, в основе которого лежала многовековая культура и замечательная энергетика ушедшего в историческое небытие, но сохранившегося в благодарной памяти народа колена Вениаминова.

Б. А. ЯКУБОВИЧ



ароматизатор на дефлектор в Москве дешево . https://onprint.ru/ фотообои ирисы . пристроить пожилого человека на время отпуска на сайте . Актер Игорь Мазепа kordon.org.ua.
Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.