Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  Юдифь «

Юдифь


К числу наиболее знаменитых полотен в сокровищнице Эрмитажа принадлежит небольшое по формату произведение выдающегося итальянского живописца Джорджоне «Юдифь».
В противоположность другим работам мастера, довольно загадочным и неоднозначным по смыслу, сюжет данной картины представляется предельно понятным, так как на протяжении сотен лет вокруг него накоплен огромный пласт научных, религиозных и философских толкований.
Художник не просто проиллюстрировал известную тему, а сумел донести до зрителя ее основную суть – бессмертный подвиг женщины, возможно, ценою жизни спасающей свой народ от иноземного порабощения.
В облике Юдифи, победное торжество удивительно сочетается с целомудренной отрешенностью и, воистину, царственным достоинством. Но, такой ли она являлась на самом деле и каковы те чрезвычайные обстоятельства, которые вызвали к жизни этот могучий всплеск духовной энергии…

БЕЗ « ЦАРЯ В ГОЛОВЕ»
В 604 году до новой эры престол вавилонского государства, только что отвоевавшего независимость у канувшей в историческую Лету Ассирии, занял Навуходоносор 2-й, чье имя можно истолковать, как «небо, защити мою корону».
Великий иудейский пророк Иеремия, вопреки мнению недалеких и надменных царедворцев, сразу распознал в молодом вавилонском правителе военный и политический гений. Осыпаемый презрительными насмешками, пророк взволнованно бегал по улицам Иерусалима и повсеместно провозглашал Навуходоносора «орудием Провидения» и «слугой Божьим».
Действительно, в отличие от многих завоевателей древности, Навуходоносор никогда не похвалялся своими военными подвигами и не оставлял бравурных записей на стелах и обелисках. Это был монарх, активно добивавшийся улучшения жизни своих подданных и отличавшийся большой религиозной терпимостью. В своих поздних надписях царь говорит: «…В стране я навел порядок и дал процветать народу. Плохих и злых среди народа я удалил…». В другом месте он просит божество «благословить его мудрым правлением, благодетельным для людей».
Эти исторические документы резко контрастируют не только со словами дальновидного Иеремии, но и с гротескным образом Навуходоносора из библейской «Книги пророка Даниила» и агадических сказаний. Со страниц этих произведений вавилонский властитель предстает жестоким и капризным тираном, богоборцем и просто откровенным безумцем. В подобной трактовке образа халдейского царя нет ничего удивительного, так как авторы ставили перед собой не исторические, а назидательные цели.
В начале 6-го века до н.э. политическая ситуация на Ближнем Востоке складывалась таким образом, что для маленькой и, по сути, беззащитной Иудеи самым естественным шагом было встать под эгиду Вавилона и твердо придерживаться этой позиции. Почему же правящая верхушка во главе с царем Иоакимом проявила такую вопиющую близорукость, не послушав здравых увещеваний Иеремии и не разглядев в Навуходоносоре гегемона, который может жестоко покарать за отступничество?
После недавнего сокрушительного падения Ассирийской империи политические советники Иудеи пребывали в наивной уверенности, что в ближайшем времени подобное могучее государство больше не возникнет и что необходимо делать ставку на Египет, как на самого надежного покровителя. Кроме того, царь Иоаким, склонный к языческому многобожию, ненавидел еврейских пророков, в частности Иеремию. Поражение фараона Нехао от вавилонян на какое-то время пошатнуло влияние проегипетской группировки в Иерусалиме, вынудив царя в течение трех лет исправно платить дань Вавилону, но затем подстрекаемый сладкозвучными египетскими «сиренами» Иоаким вновь вышел из повиновения. Новому всплеску антивавилонских настроений способствовали временные военные неудачи Навуходоносора. На пророка Иеремию, осмелившегося идти «против течения», вновь обрушились гонения.
Однако вскоре политическим слепцам пришлось горько раскаяться, так как в декабре 598 года до н.э. Навуходоносор с главными силами выступил из Вавилона и двумя стремительными переходами достиг стен Иерусалима. Самонадеянный Иоаким разом утратил всю свою спесь. С богатыми дарами и смиренно склоненной головой он появился в стане халдеев, но властитель Вавилона на сей раз не пожелал простить отступника и повелел казнить его. Причем, согласно свидетельству Иосифа Флавия, труп Иоакима был лишен традиционного погребения и попросту был выброшен за городские стены.
Покинув город, в течение трех последующих месяцев вавилоняне придирчиво наблюдали за деятельностью сына и преемника убитого, юного Иехонии. Лишенный политического опыта и подстрекаемый советниками, царственный юноша попытался было наладить прежние антивавилонские связи, но, когда Навуходоносор вновь подступил к Иерусалиму, Иехония вместе с семьей и придворными сдался в плен и преподнес грозному владыке в дар все драгоценности и священные золотые сосуды, составлявшие ритуальную храмовую утварь.
Приняв во внимание молодость и неопытность юноши, Навуходоносор ограничился его арестом и пленением. Вместе с царем в Вавилон были отправлены несколько тысяч наиболее родовитых и знатных жителей Иерусалима. Среди этой «первой волны» подневольных переселенцев находились и будущие знаменитые пророки Иезеккиль и совсем еще юный Даниил.
Несколько крупных воинских соединений Навуходоносор направил на «зачистку» мятежных северных областей Палестины.
Один из вавилонских отрядов, под командованием некоего Олоферна, разбил свой лагерь под стенами маленького городка Ветилуи.

ОТКУДА ВЫ, ПРЕКРАСНОЕ ДИТЯ?
Достоверность событий, описанных в книге «Юдифь», до сего дня составляет предмет многочисленных научных дискуссий, вследствие значительного количества исторических, археологических, географических и иных ошибок, допущенных неизвестным автором.
Несмотря на все эти несоответствия, книга «Юдифь» пользуется большим уважением как в еврейской, так и в христианской религиозной традиции, хотя и не входит в число так называемых канонических произведений.
Интересно, что причины отсутствия этой книги среди основных текстов Священного Писания, у иудеев и христиан различны.
Еврейская традиция в определенной мере справедливо полагает, что образ Юдифи является позднейшей «калькой» образа мужественной Иаиль, совершившей аналогичный подвиг в далекую эпоху Судей, когда союз еврейских племен в Ханаане возглавила вдохновенная Дебора – израильская Жанна де Арк.
Ссылаясь на мнение одного из крупнейших авторитетов раннего средневековья Иеронима, католическая церковь сочла возможным включить книгу в канон, однако протестантская и православная церкви, учитывая тот факт, что первые упоминания о ней приходятся на достаточно поздний период, выводят это произведение за рамки канонических текстов.
В свете сказанного следует отметить, что такие историки, как Филон Александрийский и Иосиф Флавий, упорно обходили молчанием сам факт существования данного творения.
По мнению большинства ученых, языком написания книги был, несомненно, еврейский, хотя наиболее ранним из известных науке списков является греческий текст.
Еще больший разброс мнений вызывают попытки установить автора этого духовного шедевра. Не вдаваясь в сущность научной полемики, хочется отметить наиболее интересную и романтическую версию, исходящую от того же Иеронима, согласно которой книгу написала сама Юдифь.
На сегодняшний день позиции исследователей можно разделить на три основные группы. К первой из них относятся те, кто считает это произведение метафорическим изображением торжества еврейского монотеизма над язычеством. Другие полагают, что цель создания книги заключалась в благородной религиозно-патриотической идее, призывавшей народ к единению и отпору захватчикам. Наконец, третья, наиболее многочисленная группа, готова рассматривать события, описанные в книге «Юдифь», как вполне исторические, с поправкой на серьезные неточности автора, составлявшего ее спустя значительный промежуток времени.
Подобное мнение представляется наиболее правомерным.

ПОДВИГ СЕРДЦА
Родина Юдифи – городок Ветилуи, судя по всему, находился неподалеку от современного города Дженина и приблизительно в 60 километрах к северо-западу от Иерусалима.
Это вполне соответствует гипотетическому маршруту движения вавилонских войск под командованием Олоферна. Подобное имя встречается в трудах античных историков Полибия и Диодора Сицилийского, правда, в совершенно иных обстоятельствах. Тот факт, что вавилонский полководец носит персидское имя, не вызывает особого удивления, поскольку, как уже отмечалось, царь Навуходоносор подходил к решению религиозно-национальных вопросов вполне толерантно.
Имея в своем распоряжении значительные силы, Олоферн последовательно покорил и опустошил земли различных народов Месопотамии, разрушил Дамаск с прилегающими территориями и вышел к городку Ветилуи, рассчитывая на «легкую прогулку».
Однако совершенно неожиданно жители города оказали захватчикам упорное сопротивление. Крайне обозленный упрямством горожан, Олоферн взял Ветилуи в кольцо осады, отрезав пути к водным источникам и вознамерившись стереть его с лица земли. В течение трех недель город героически отражал атаки неприятеля, но когда иссякли последние запасы воды, толпы людей собрались перед дворцом градоначальника Озии, умоляя его сдать Ветилуи. Будучи человеком добрым и совестливым и видя ужасные страдания людей, Озия глубоко переживал, но, надеясь на помощь Всевышнего, просил потерпеть еще несколько дней.
В этот-то момент на авансцене разыгрывающейся трагедии появилась молодая, благочестивая и прекрасная вдова по имени Юдифь. Еще ранее, своей глубокой верой и благонравием она снискала всеобщее уважение земляков, которые видели в ней вдохновенную пророчицу. Оказавшись в гуще драматических событий, Юдифь пришла в «штаб обороны» и гневно обвинила военачальников в неверии и малодушии.
«…С пленением нас падет и вся Иудея, и святыни наши будут разграблены… а рабство Господь вменит нам в бесчестие!» Юдифь поклялась, с благоговением внимавшим ей мужам, что совершит нечто такое, что непременно спасет город, и память об этом деянии будет прославлена в будущих поколениях.
Красиво уложив волосы и умастив тело благовониями, Юдифь надела праздничный наряд, самые дорогие украшения и вместе со своей служанкой отправилась в вавилонский лагерь. Сразу за стенами Ветилуи ее остановили передовые дозоры неприятеля. С отменным артистизмом Юдифь рассказала, что бежит от обреченных евреев, чтобы спасти душу свою и облегчить вавилонянам победу над осажденными. Обрадованные этим известием и очарованные ее внешностью и обхождением, вавилонские офицеры охотно проводили Юдифь в свой лагерь, обеспечив ей немедленную аудиенцию у полководца.
Уже предупрежденный о появлении в лагере перебежчицы, вельможа не смог скрыть своего восхищения ее благородной красотой. Ободрив Юдифь, он ласково осведомился о цели ее визита. Восславив, согласно ритуалу, царя Навуходоносора, Юдифь поведала полководцу, что является глубоко верующей еврейкой, всегда ревностно исполнявшей религиозные предписания. Она взволнованно говорила о том, что не может видеть, как ее соплеменники, изо дня в день нарушают древние законы Моисея и выразила уверенность, что Господь несомненно покарает святотатцев, а город, отступивший от Бога, подобно спелому колосу, падет к ногам Победителя.
Всю свою пламенную речь Юдифь произносила вдохновенно и энергично, при этом ее облик выражал неподдельную искренность. Олоферн был совершенно покорен. «…Прекрасна ты лицом и добры речи твои…будешь жить в доме царя Навуходоносора и будешь именита во всей земле!»
В течение трех ближайших дней влюбленный Олоферн устраивал пиры в ее честь, а на четвертый – пригласил прекрасную гостью разделить с ним ложе в своем походном шатре. Накануне Юдифь провела всю ночь в молитвах, страстно прося Б-га укрепить ее в принятом отчаянном намерении.
Весь следующий день прошел в подготовке к роскошному вечернему пиршеству, венцом которого, как предвкушал полководец, должно было стать долгожданное обладание этой изумительной женщиной.
Однако все сложилось иначе. Хватив, на радостях, изрядную порцию вина, Олоферн задремал. Дождавшись этого момента, Юдифь сняла со стены его меч и приблизилась к ложу. «Господи Б-же Израиля, укрепи меня в этот день!» Резко взмахнув мечом, она отрубила спящему голову, затем уложила ее в мешок и вместе со служанкой благополучно миновала посты и вернулась в Ветилуи.
На следующий день, узнав о гибели полководца, вавилоняне сняли осаду и преследуемые ликующими горожанами, в панике покинули лагерь.

ЭПИЛОГ
Образ Юдифи, повсеместно признанной народной героини, приобрел огромную популярность в западноевропейском искусстве.
15-17 веков. К неизменно волнующей теме ее бессмертного подвига обращались Лукас Кранах Старший, Караваджо, Ботичелли, Виченцо Катена, Мантенья и ряд других великих живописцев Возрождения.
Однако почему-то именно это небольшое полотно Джорджоне как-то особенно проникает в сознание, откликаясь на эмоциональную и психологическую глубину, заложенную в прекрасном и загадочном облике мстительницы.
В католической литургии Юдифь воспевается как предшественница Богородицы, а ее образ приобретает особое сакральное звучание.
Еврейская же традиция относит историю Юдифи к народной легенде, высокий нравоучительный смысл которой призван подчеркнуть торжество Веры над человеческими слабостями и сомнениями.

Б.А. ЯКУБОВИЧ



Купить апартаменты в сочи жилой комплекс актер гэлакси в сочи. . http://just-tattoo-shop.ru/ краски для тату. Тату краска спб.
Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.