Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  «Туннельная запань» в Газе «

«Туннельная запань» в Газе

Весна 1970 года в Чаткальских горах была перенасыщена влагой, и русло Чирчика заполнила древесина бурелома. А теснину в верховьях этой реки перегораживала высоченная плотина Чарвакской ГЭС. За верхним бьефом плотины простиралась гладь громадного водохранилища. Но к началу мая 1970 года его поверхность и оголовки туннелей были забиты стволами тысяч деревьев, смытых с гор. Уровень водохранилища стал катастрофически расти, грозя прорвать плотину. Грандиозный гидротехнический комплекс оказался на грани уничтожения.
Для его спасения был сформирован сводный батальон под командой автора этих строк. Зрелище, открывшееся нам, было весьма тревожным. За гребнем плотины по всей поверхности водохранилища громоздился лес. А бревна с верховьев все плыли и плыли. Чтобы остановить их, я решил перегородить вход в водохранилище запанью из бронесетки. Бревна, которые скапливались у запани, солдаты баграми вытаскивали из воды. Остановив приток бревен, мы потом сожгли напалмом весь бурелом на водохранилище.

Разгром караванов

Как ни странно, этот эпизод вспомнился, когда я узнал о налете израильской авиации на автоколонну в суданской пустыне. В общем виде события развивались так: во время проведения антитеррористической операции "Литой свинец" в январе 2009 года, авиация Израиля уничтожила в Судане караван с грузом оружия для ХАМАСа. Об этом сообщил американский телеканал CBS News со ссылкой на суданские источники. В результате израильского авианалета были убиты 39 человек, находившихся в 17 грузовиках. Удары наносились в районе, недалеко от границы с Египтом.
По данным Моссада, конвой перевозил иранские реактивные установки "Фаджр-3". Перед отправкой их разобрали на отдельные секции, чтобы легче было затем протащить через туннели, ведущие в сектор Газы из Египта, а затем собрать с помощью ракетчиков ХАМАСа, подготовленных в Иране и Сирии
Организатором этой операции был иранский Корпус стражей исламской революции. Иранский корабль с ракетами прибыл в Порт-Судан, и агенты Корпуса связались с местными контрабандистами, которые предоставили грузовики и проводников. Охраняли колонну 30 вооруженных боевиков. Из Порт-Судана грузовики выехали на рассвете 30 января и направились к египетской границе. Вечером того же дня в пустыню отправилась вторая автоколонна. 3-го февраля практически одновременно над обеими колоннами появились странные самолеты, парившие почти бесшумно. Но ракеты, стартовавшие из под крыльевых пилонов, были настоящими и били без промаха. В двух автоколоннах насчитывалось 33 грузовика, и все они были уничтожены в первой же атаке. Погибли практически все водители, проводники и боевики охраны.
Впоследствии выяснилось, что операция по разгрому автоколонн, перевозивших около 50 установок залпового огня с реактивными снарядами, была организована израильской военной разведкой. Ее агенты проследили весь маршрут - от погрузки их в порту Бендер-Аббас на сухогруз «Сурх», отправившийся затем вокруг Аравийского полуострова в Красное море и причалившего в гавани Порт-Судан.
Оба рейда были проведены израильскими беспилотниками (БЛА) типа "Гермес 450". Управление БЛА осуществлялось через спутник, который может висеть над целью сутки напролет. По тем же данным, эскадрилья "Гермес" располагается на военно-воздушной базе "Пальмахим", к югу от Тель-Авива. Таким образом маршрут в один конец имел протяженность более 1100 км. Очевидно, на обратном пути беспилотники дозаправлялись от воздушного танкера.
Операция, проведенная со свойственным израильским диверсантам мастерством, имела большое значение. Ведь установки залпового огня «Фаджр-3» изготовлены в Иране по российской лицензии и являются, в сущности, копиями советских еще систем БМ-25 «Ураган». Реактивный снаряд «Фаджр-3», калибром 240 мм имеет дальность полета около 45 км, что позволяет обстреливать города Беер-Шеву, Ашкелон и военно-морскую базу Ашдод. Масса боезаряда - 45 кг гексогена, достаточна для разрушения крупного здания. Попади эти снаряды ХАМАСу, они резко подняли бы боевые возможности этой воинствующей исламистской группировки. Добавить следует, что налеты на такого рода транспорты израильская авиация проводит не впервые.
Для снабжения ХАМАСа существует два пути доставки иранского оружия. Первый вариант: на судах - в Сомали или Судан, откуда грузовиками на Синай, далее бедуинские «специалисты» переправят оружие по туннелям в Газу. Второй маршрут: через Суэцкий канал - в Средиземное море, там суда с грузом оружия встают на якорь в египетских территориальных водах, с наступлением темноты иранцы перегружают оружие в герметичных контейнерах на палестинские рыбацкие шхуны. Если не удается доставить контейнеры на берег, то их сбрасывают недалеко от причалов, они всплывают, а потом палестинские водолазы вытаскивают их на берег.
Как понимаете, второй способ намного труднее. Он обеспечивает доставку не более 19 процентов оружия. Иранские и сирийские сухогрузы уже не раз перехватывались израильскими корветами. Классическим уже стал перехват иранского судна «Карин-А» с грузом оружия в Красном море зимой 2002 года. В трюмах находилось большое количество ракет класса «Стингер», реактивные снаряды залпового огня, мины, стрелковое оружие, боеприпасы и взрывчатка. Перехват «Карин-А» ставит тот же вопрос: каким образом оружие могло быть передано? По мнению ШАБАКа, более 80 контейнеров, в которых лежало оружие, должны были быть брошены за борт и подобраны затем водолазами ХАМАСА.
2-го февраля 2009 г. сухогруз «Мончегорск» под кипрским флагом с иранским оружием на борту был задержан и досмотрен международными силами CTF-151. Были все основания полагать, что оружие предназначено для сектора Газа. Согласно судовым документам, груз следовал в сирийский порт Латакия. Поскольку у международной группы не было полномочий этот груз конфисковать, судну было предложено продолжать свой путь. Чтобы не возникло возможности разгрузиться где-нибудь вблизи Газы, его сопровождали через Суэцкий канал до Латакии.
Вот когда узнаю о таких случаях перехвата оружия для Хамаса, мне и вспоминается как солдаты пытались вытаскивать баграми бревна в Чаткальских горах, чтобы спасти электростанцию. Эту задачу успешно выполнила лишь запань, остановившая весь лесосплав. А можно ли поставить «запань» потоку оружия, направляемого в Газу? С сумме сухопутные и морские перехваты транспортов с оружием задерживают не более 20 процентов его общего количества.

«Филадельфийская полоса

Именно к этой полосе и направляется оружие, не перехваченное израильтянами. Она расположена на границе между сектором Газа и Египтом, имеет протяжение всего лишь 13 км и на западе заканчивается на берегу Средиземного моря. Ширина полосы 200м, от Египта ее отделяет построенная израильтянами трехметровая стена из бетонных блоков. Примерно на средине «Филадельфийской» полосы расположен город Рафиях. Треть его площади находится на территории Египта. К полосе по обе стороны границы прилегает около 5 км городской застройки. Жилые дома стоят тесно, плотность населения примерно соответствует уровню Берлина.
«Филадельфийская» полоса уже более 20 лет является транзитным узлом, через который в основном и поступают грузы снабжения, идущие из Египта. До 2005 года полоса охранялась израильтянами, и эти грузы шли через контрольно-пропускные пункты. После ухода израильтян, палестинцы прорвались в египетскую часть Рафияха и более месяца в Газу ввозили любые товары и в основном - вооружение и боеприпасы. После восстановления египтянами пограничного контроля, снабжение через КПП возобновилось. Однако прорывы в Египет за последние три года повторялись. Так, в ночь на 23 января с.г. палестинские боевики из сектора Газа в нескольких местах взорвали пограничную стену. В образовавшиеся бреши хлынули толпы жителей сектора Газа. Их были тысячи, и свободный доступ продолжался несколько дней. Сколько за это время было доставлено в Газу оружия, боеприпасов и взрывчатки - неизвестно.
Вместе с тем, периодические прорывы не могут решить проблемы снабжения полутора миллионов жителей сектора. Тем более - потребности боевиков ХАМАСа в оружии и взрывчатке. Поэтому, в настоящее время главным транзитным способом доставки нелегальных грузов - коммерческого и военного назначения - являются туннели, прорытые между Газой и Египтом.
Туннельный лабиринт
Мощная система этих туннелей, служит каналом снабжения всем - от продуктов питания до электроники и вооружения. До отступления Израиля из сектора Газы в августе 2005 года, она находилась в зачаточном состоянии и обрела нынешние параметры за три года, прошедшие после «размежевания», когда стала главным каналом поставок оружия ХАМАСу. По данным Моссада, только с сентября 2005 по декабрь 2008 по туннелям было доставлено не менее 250 тонн взрывчатки, 80 тонн аммонитов, используемых для изготовления «Кассамов», более 1.800 реактивных снарядов типа «Град» иранского производства и 4.000 гранатометов, значительное количество стрелкового оружия и боеприпасов.
Даже у израильской разведки нет точных данных о количестве туннелей под «Филадельфийской» полосой. Некоторые эксперты считают, что их 800, другие говорят, что свыше 1000. В марте 2009 года арабская газета Al-Qabas опубликовала большой материал, посвященный этим туннелям. «...По ним в последнее время переправлялось, - пишет газета, - немыслимое даже для ливанской долины Бекаа в 70-е годы количество оружия и боеприпасов. Когда сектор Газа оказался в блокаде, туннели превратились в duty free для полуторамиллионного населения сектора. По туннелям они получали все: коз, шоколад, зерно, виагру, мощные китайские мотоциклы Antewes, некоторые переправляли из Египта даже будущих жен...». По данным палестинского экономиста Омара Шабана, более 70 процентов товаров, продаваемых в Газе, поступали через туннели. Годовой оборот туннельного бизнеса составлял 650 млн. долларов, - считает он.
Вырыть один туннель стоит не менее 60.000 долларов. Для этого нужны 15-20 человек - как для строительства, так и для последующей эксплуатации туннеля. Обычно они за месяц прокладывают до 100 метров штольни. Для очень многих жителей южных районов сектора Газа постройка и эксплуатация подобных туннелей является единственным и хорошо поставленным бизнесом. Средний доход от туннеля составляет 50.000 долларов в месяц. В Газе бытует поговорка: "Хочешь быть миллионером - рой туннель".
В статье Гуидо Рампольди, опубликованной 15 марта с.г. в газете La Repubblica, рассказывается о туннельном бизнесе бедуинов с Синайского полуострова. Вначале бедуины занимались торговлей и разведением верблюдов. Но начиная с 70-х годов, они переключились на контрабанду оружия и наркотиков, в этот бизнес вовлечена большая часть из 13 бедуинских племен, кочующих по Синаю. Когда границу с сектором Газа охраняли израильтяне, о пересечении границы не стоило и думать. Но палестинцы хорошо платили, а бедуины оказались изобретательными. Вместе они построили подземную сеть, которая впоследствии и помогла "Хамасу" вооружиться. В туннельном бизнесе самыми доходными считаются поставки оружия, до 30 долларов за килограмм. В цену включается оплата труда носильщиков, взятки египетской полиции.
По самым большим туннелям за 12 часов можно доставить до 10 тонн продовольствия, бытовую технику - холодильники и стиральные машины. Но главный товар - вооружение. Для доставки в Газу иранских крупнокалиберных реактивных снарядов требуются большие по размерам (2 метра в высоту и 1,5 метра в ширину) галереи. По данным израильской разведки, таких под «Филадельфийской» полосой проложено около 50. Они были прорыты вскоре после эвакуации израильтян из Рафияха. Их владельцы забетонировали подземные ходы, провели в них свет и связь. Причем хозяева туннелей, как правило, контрабандой не занимаются - они сдают их в аренду за постоянную или разовую плату.
Египетские власти, несмотря на настоятельные просьбы со стороны Израиля и США, не особо мешают контрабанде, которая экономически выгодна торговцам из приграничных с Газой районов. Время от времени египетские пограничники сообщают, что был обнаружен и уничтожен тот или иной туннель. Но в палестинских СМИ утверждается, что подобные меры применяются лишь к тем контрабандистам, которые отказываются платить дань пограничникам. В качестве "наказания" египтяне за последние три месяца прошлого года уничтожили лишь несколько туннелей (или сообщили об их уничтожении). Периодические налеты египетской полиции на туннели заканчиваются тем, что у выхода из туннеля устанавливается охрана. Контрабандисты же вскоре сооружают новый выход из туннеля в нескольких метрах от старого.
По данным израильской разведки, под контролем ХАМАСа находится до 500 галерей, длиной от 400 до 900 метров. Заместитель главы израильской службы безопасности (ШАБАК) предупредил недавно, что бездеятельность Египта и его нежелание предотвратить контрабанду оружия в Газу практически гарантирует возобновление там боевых действий. Однако ситуация не изменилась нисколько. Израильтяне периодически бомбят туннели, уничтожая несколько, но тут же возникают новые. Эти действия мне тоже напоминают наши попытки остановить лесосплав, вытаскивая отдельные бревна баграми. Несомненно, для решения туннельной проблемы необходима запань.

«Туннельная запань»

Что я подразумеваю под термином «туннельная запань»? В общем виде - такие действия, в результате которых под «Филадельфийской» полосой стало бы невозможно пронести даже один патрон от автомата. Но чтобы это произошло, необходимо полностью разрушить все туннели и сделать их восстановление нереальным. Непременное условие: «Филадельфийская» полоса и территория в 2-3 км севернее ее должны полностью контролироваться израильтянами. Такое положение уже имело место всего лишь три года тому назад, до вывода израильских войск из сектора Газы. Почему же не были осуществлены необходимые мероприятия? Да потому, что в 2005 году еще не имелось систем точного обнаружения туннелей.
Вернее, такие системы были разработаны еще ранее, однако отличались сложностью и не обеспечивали высокой точности. Наиболее эффективной из них был георадар, сконструированный в США для борьбы с туннелями Вьетконга во время Вьетнамской войны. Позднее аппарат был доработан археологами и стал использоваться для поиска артефактов.
Лоуренс Кониерс из университета Денвера, один из соавторов георадара, считает, что это лучшая технология для обнаружения туннелей. По его словам, однако, с помощью радиолокационной техники трудно установить разницу между верхней и нижней частями туннеля. Иногда георадар фиксирует естественные пустоты, а проверка занимает массу времени.
Однако израильские ученые разработали и в 2007 году испытали новейшую систему, в которой используется волоконно-оптический кабель - он способен обнаружить и выявить мельчайшие движения почвы и не требует для работы специальных знаний. «Преимущество заключается в том, что мы можем контролировать до 30 километров кабеля с помощью одного единственного компьютера, при этом нет нужды двигаться вдоль границы, потому что кабель уже вкопан», - говорит один из создателей новой системы доктор Асаф Клар из хайфского Техниона.
Идея супергеорадара родилась у него в ходе научных исследований влияния строительных работ на туннели и трубопроводы в Великобритании. Основная особенность нового прибора заключена в работе компьютерного мозга, который может четко определить местонахождение и параметры туннеля.
«Это программа, способная подсказать солдату: «Я выявила туннель на этом и на этом отрезке, пойди и проверь», - говорит Клар - Кабель вкапывается в землю примерно на один метр, и чтобы к нему добраться противнику, нужно провести раскопки. Но как только он начинает это делать, кабель чутко реагирует на движение почвы, и дает предупреждающий сигнал о том, что кто-то копает. Даже если удастся перерезать кабель, сразу будет ясно, где именно это сделано, а уж восстановить его, труда не составит».
Итак, эффективная система определения туннелей разработана, опробована и готова к эксплуатации. Кстати, не возникает особых проблем и со средствами уничтожения подземного лабиринта. Если командование израильских инженерных подразделений будет располагать достоверной схемой расположения туннелей, то над проекцией каждого из них на «дневной поверхности» могут быть установлены мощные кумулятивные заряды, специально предназначенные для создания направленного взрыва, разрушающего толщу грунта на глубине до 30 метров.
По данным израильской разведки, все туннели под «Филадельфийской» полосой проложены на такой глубине. Но в случае попытки опустить их, саперы могут применить специальные боеприпасы объемного взрыва или так называемые «термобарические» фугасы. Бризантное действие такого типа боеприпасов гарантировано уничтожит не только туннели, но и превратит грунт в сыпучий песок вокруг воронки. Чем воспретит восстановления туннеля в данном месте. Однако взрыв такого боеприпаса, повредит здания на удалении 500-600 м от места его установки. Именно поэтому израильтянам необходимо контролировать не только саму «Филадельфийскую» полосу, но и ее окрестности в радиусе не менее 2-х километров.
В статье «Иду на Вы» по-израильски» (МЕГ №1-2 ) я привел высказывание генерала Уэсли Кларка: «...Израиль не в состоянии перекрыть пути поставки снарядов для реактивных систем залпового огня, непрерывно идущие в Газу через территорию Египта. Исходя из этого факта, оправданной была бы лишь наземная операция с ограниченной целью: захват «Филадельфийской» дороги для 100-процентного блокирования любых поставок вооружений в сектор Газа...».
Идея генерала Уэсли Кларка об операции по захвату «Филадельфийской» дороги представляется вполне разумной, ибо она выполнима и целесообразна: позволит перекрыть пути доставки ХАМАСу оружия, боеприпасов и взрывчатки. Однако израильское руководство предпочло провести частную операцию, нанося удар силами сводной дивизии бригадного генерала Эйяля Айзенберга по трем направлениям в секторе Газа, которая, как известно, не привела ни к уничтожению ХАМАСа, ни к воспрещению его ракетных обстрелов.
Между тем, эта сводная дивизия (две моторизованные, парашютно-десантная и 401-я бронетанковая бригады) была вполне способна в короткий срок захватить «Филадельфийскую» полосу и северную часть города Хан-Юнис. Удерживая эту территорию, израильтяне могли развернуть свою систему георадарного зондирования и серией взрывов кумулятивных боеприпасов направленного действия полностью разрушить ВСЕ туннели, ведущие в Газу. Именно такая и только такая быстротечная операция позволила бы не только единовременно прервать поставки вооружения ХАМАСу, но и восстанавливать «туннельную запань» по мере необходимости в будущем. А то, что операция «Литой свинец» не пошла по этому сценарию, является грубой стратегической ошибкой военно-политического руководства Израиля.

Марк Штейнберг



Романтичные фотографии . Самая подробная информация ремонт macbook балашиха на нашем сайте. . Подробности canon pfi-706 тут.
Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.