Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  Рискованное единство «

Рискованное единство

Скандал с помилованием епископа-антисемита вызван стремлением папы римского преодолеть церковный раскол во что бы то ни стало.

В Ватикане не утихает громкий скандал. Один из самых серьезных за почти четыре года служения Бенедикта XVI. В конце января папа снял отлучение с четырех епископов-лефевристов, членов ультраконсервативного братства св. Пия X. Епископский сан был дарован им покойным архиепископом Марселем Лефевром, который не признал ряда решений реформаторского II Ватиканского собора и ушел в раскол. Поставлять епископов без согласия папы он не имел права, за что и был отлучен вместе с ними.

Новый жест папы, направленный на примирение с лефевристами, не был неожиданностью. С самого момента своего избрания он заявлял о намерении преодолеть раскол и даже сделал практический шаг к этому – разрешил служить мессу на латыни (Лефевр и его последователи отвергли постановление Ватикана о переводе службы на национальные языки). Однако ярые традиционалисты отвергали и диалог с другими религиями, особенно с иудаизмом, решение о котором было зафиксировано в знаменитом соборном постановлении Nostra Aetate. В 4-м его разделе не только снята вина за распятие Христа с еврейского народа, но и осуждаются любые проявления юдофобства. Именно этот документ привел к налаживанию отношений между католицизмом и иудаизмом. И позволил папе Иоанну Павлу II публично покаяться в средневековых гонениях на евреев. Между тем

антииудаизм по сей день имеет широкое хождение в лефевристской среде, нередко срываясь в антисемитизм. Вот и один из четырех епископов – Ричард Уильямсон – оказался пещерным юдофобом, отвергающим существование холокоста. То есть убийство нескольких сотен тысяч евреев он признать готов, но уничтожение миллионов – ни в какую.

Да и газовые камеры – чистой воды вымысел. Обо всем этом он с готовностью сообщил шведскому каналу SVT в Германии, куда наведался из далекой Аргентины. Традиционалисты освоились с глобализацией. Причем его откровения пошли в эфир практически одновременно с объявлением о папской милости.

Первыми, естественно, возмутились евреи. Главный раввинат Израиля отправил в Ватикан гневное письмо, ставя под сомнение продолжение диалога со Святым престолом. Заговорили даже об отмене папского визита в Иерусалим весной этого года. Бенедикт откликнулся быстро: холокост – воплощение зла, и отрицание его не приемлемо, но решение свое оставил без изменений. Вильямсон выразил сожаление, что причинил папе неудобство, но слов своих назад не забрал. И маховик скандала стал раскручиваться с новой силой.

Когда к негодованию ведущих германских епископов присоединила свой голос Ангела Меркель (отрицание холокоста в Германии – уголовное преступление), Ватикан наконец опубликовал послание, где расставил все точки над i.

Во-первых, снятие отлучения – это вовсе не оправдание провинившихся епископов, а лишь первый шаг к примирению. Они по-прежнему не имеют канонической роли в церкви, пока не признают свои заблуждения. И, во-вторых, Уильямсон обязан однозначно и публично дистанцироваться от заявлений, которые радикально противоречат позиции Святого престола. В противном случае епископом ему не быть. Ведь, когда папа проявил милость, он не знал о постыдных идеях Уильямсона.

Поведи себя Ватикан столь решительно и ясно с самого начала – скандал не обрел бы таких масштабов. Налицо ошибки коммуникационных служб и несогласованность действий различных ведомств курии. Снятие отлучения без объяснений, что за этим стоит, было воспринято не сведущей в тонкостях католических процедур публикой как триумфальное возвращение нераскаявшихся раскольников в лоно церкви. И, следовательно, историческая победа Лефевра со товарищи. А тут подоспел Уильямсон со своими разоблачениями. Хорош же папа, который якшается с дремучими антисемитами да еще распахивает перед ними дверь в церковь. Подвела Бенедикта XVI его хваленая пресс-служба. Но еще больше отличилась папская комиссия, ответственная за работу с лефевристами, под началом кардинала Дарио Кастрильона Ойоса. Он даже не удосужился проконсультироваться с курирующим отношения с иудеями кардиналом Вальтером Каспером. Да что Каспер, достаточно было заглянуть в интернет, и выяснилось бы, что помилованный епископ не сомневался, к примеру, в подлинности «Протоколов сионских мудрецов». И сочувствовал одному из главных отрицателей холокоста Эрнсту Зунделю. Обычно сдержанный, кардинал Каспер настолько расстроился, что рассказал обо всех этих ляпах в интервью Ватиканскому радио.

Пока в Ватикане судят и рядят об этих и других просчетах, а порой и впадают в конспирологические кошмары: уж не зреет ли заговор против папы (больно происходящее похоже на интригу), возникает другое подозрение. А нет ли в нынешней политике Святого престола системной ошибки?

Папа Бенедикт объявил главной задачей своего понтификата борьбу за католическое единство. Возвращение в лоно церкви ярых традиционалистов было бы огромной победой в этой борьбе. Ведь лефевристы – самый большой «кусок», отколовшийся от церкви в XX столетии.

Они есть во многих странах, и окормляют их почти 500 священников. Сам консерватор, папа понимает этих людей, их тоску по прошлому величию католицизма. Поговаривают, что есть и сугубо личная причина. В 1988 году будущий папа, в ту пору кардинал Ратцингер, будучи префектом Конгрегации доктрины веры, почти сумел найти компромисс с Лефевром. Лишь в последний момент мятежный архиепископ отказался от соглашения и был отлучен. Памятуя об упущенной возможности, папа не теряет надежды преодолеть раскол.

Желание успеть сделать это во что бы то ни стало и подгоняет немолодого понтифика. Вот уже и тридентскую мессу разрешил, и отлучение снял – должны же эти упрямцы в конце концов раскаяться и пойти навстречу. Но

в этом стремлении к, безусловно, важной цели неизбежно отходит на задний план другая не менее важная вещь. Отношения с иными религиями и, прежде всего, с иудаизмом. Слишком много усилий потрачено католической церковью на залечивание этой исторической раны, чтобы запросто разбрасываться ими.

Тем более что усилий оказалось недостаточно. Нынешний скандал наглядно показал: рана вовсе не затянулась.

Борис Фаликов, Gazeta.ru



Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.