Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  Прорицатели ложных истин «

Прорицатели ложных истин

У ИСТОКОВ КРИЗИСА

Большинство ученых уже давно согласилось с тем обстоятельством, что на рубеже новой эры, в результате целого ряда причин, имело место нечто, вроде системного кризиса казалось бы устоявшихся, незыблемых религиозных воззрений.
Практически во всех древних обществах глобальные изменения сознания протекали медленно, так как люди привыкли ориентироваться на установившееся постоянство миропорядка, унаследованного от предков и передающегося в том же неизменном виде последующим поколениям.
Можно сказать, что в устоявшемся сообществе религия трансформировалась от интуитивно-эмоционального восприятия до законодательно утвержденного высшего мироучения для каждого конкретного ареала.
Религия явилась тем внелогическим, коллективным согласием, как раз и рождающим человеческое сообщество. Она оказалась необходимой, как наиболее действенное средство укрепления общественной морали, высокой ответственности, развития творческого начала в каждом индивидууме.
Зигмунд Фрейд утверждал, что «если религия –это иллюзия, то и вся человеческая цивилизация является иллюзией».
Для немощных и несчастных религия – это единственная опора, для попавших в беду – она подобна спасительному якорю, для грешников – последнее прибежище заблудившейся души.
На протяжении тысячелетий религиозное сознание человека прошло сложный и извилистый путь от Веры страха к Вере Совести!
На смену примитивным ритуалам явилось эстетическое освоение религиозно-философской мысли, роднящее Веру с высшими формами и идеалами искусства.
Ну а как же все-таки обстояло с классическими религиями, сложившимися за многие века? Сложная, многоуровневая религия древних египтян, обладавшая, пожалуй, самым внушительным сакральным пантеоном, столкнувшись с греко-римским миром периода упадка почитания античных богов, в значительной мере утратила свое влияние на умы и лишь в качестве эдакого экзотического блюда подавалась в изнеженно-утонченные римские салоны, как своего рода острая приправа к духовной пище общества, лишенного нравственных ориентиров.
Основные религиозные течения Индии – индуизм и буддизм, не столько взаимно обогащали друг друга, сколько плодили различные, подчас враждебные секты. Миросозерцательное учение буддизма было направлено на полную отрешенность от страдания, а следовательно как бы закрывалось внутри самого себя.
Другое известное религиозное течение зороастризм, зародившееся в 7-м веке до новой эры на территории древнего Ирана, по сути дела, так и не вышло за пределы своего ареала.
Постепенно многие незыблемые истины стали вытесняться из сознания насущными вопросами о смысле жизни, о справедливости, точнее о вопиющей несправедливости всего миропорядка, о средствах и способах избавления от страданий и смерти.
Одни учения говорили о предопределенности человеческой судьбы вне зависимости от желаний и поступков, другие отрицали традиционные верования, третьи откровенно высмеивали магию и суеверия.
В религиозной палитре жителей римского государства, только что превратившегося из республики в империю, место античных богов стали занимать древние восточные божества, такие как египетский Осирис или фригийский Аттис. Их почитатели совершали ритуальные, магические обряды, называемые мистериями, посредством которых, как бы соприкасались со своими кумирами и обретали бессмертие.
Среди низов населения большую популярность приобрели общины иранского солнечного божества Митры, представлявшегося обездоленным людям в качестве заступника, борца с силами Зла.
В эти годы второе рождение переживал старинный союз пифагорейцев, названный в честь его основателя, знаменитого философа и ученого Пифагора, проповедовавшего аскетизм, общность имущества и стремление к постижению вечной гармонии природы.
При всем многообразии религиозно-этических исканий эпохи, широкое распространение получили учения гностиков (гнозис – знание), причудливые, мистические построения, исследовавшие связь Бога и материи, путем искусственного преодоления пропасти между этими понятиями. Зародившись в недрах иудаизма, гностицизм получил наиболее полное и яркое воплощение в раннехристианской традиции.
С большой степенью вероятности можно полагать, что учение каббалы – высочайшей мистической составляющей иудаизма, предназначенной для особо посвященных, имеет своими истоками теории пифагорейцев и гностиков.
И вот в тот период, когда иудаизм, пораженный в самое сердце утратой Священного Храма, на время уходил в историческую тень, когда делавшее первые робкие шаги христианство полыхало живыми факелами Нерона, когда древние религии бесповоротно утрачивали свое влияние, на горизонте стали возникать личности, чье магическое воздействие на массы, подчас, оказывалось воистину влиянием мессианского масштаба.

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ

Существует давнее научное суждение: «Если бы у Аполлония Тианского был свой апостол Павел, он бы смог сделаться основателем новой религии».
Родившийся в первые годы новой эры в каппадокийском городе Тиане (Малая Азия) грек Аполлоний стал странствующим философом-пифагорейцем. Популярность его пророчеств, расхожесть крылатых фраз-афоризмов, слава его чудесных исцелений намного превосходили известность всех бродячих проповедников того времени.
Не получив системного образования, Аполлоний оттачивал природную мудрость у индийских жрецов-брахманов, обладавших непререкаемым авторитетом в мире философской мысли. Этот удивительный человек, казалось, не имел собственной этической доктрины, однако все его действия несли в себе отпечаток высокой морали и духовности.
В обширном перечне его необыкновенных деяний и чудодейственных исцелений присутствуют, например, такие, как оживление безвременно умершей юной девы, счастливое излечение укушенного бешенным псом юноши (а, заодно и самого пса), наконец, знаменитое спасение молодого Мениппа из Коринфа от страшного упыря. Присутствуя на свадьбе Мениппа, Аполлоний безошибочно распознал в прекрасной невесте юноши коварную эмпусу – кровожадного вампира, согласно народному преданию, являющегося порождением зловещей богини Гекаты, которая собиралась выпить кровь своего незадачливого жениха.
К середине жизни тианский проповедник, достигший высокой степени эллинской образованности, основные усилия своей многогранной деятельности направляет в помощь угнетенному и обездоленному народу, что разительно отличает его надменных бритоголовых поклонников египетской Исиды, экзальтированных скопцов фригийской Кибелы и прочих странствующих шарлатанов.
Выступая в роли глашатая новой жизни, Аполлоний пытается достучаться до властьимущих, чтобы добиться элементарной справедливости, доступной и равной для всех. По его убеждению, справедливость важнее всех естественных и гражданских законов, так как свет ее исходит свыше, из надмирных, божественных сфер.
Особенно непримиримо его позиция проявляется в столкновениях с сильными мира сего. В качестве примера можно привести следующее. Как то раз, находясь в Риме во время эпидемии неизвестной тяжелой болезни, неправедно обвиненный Аполлоний оказался за решеткой и был вызван на допрос к известному своей чудовищной жестокостью и вероломством ближайшему сподвижнику императора Нерона префекту Софонию Тигеллину.
В процессе беседы пораженный вдохновенной мудростью прорицателя палач с униженными извинениями отпустил его на свободу.
В своей религиозной деятельности Аполлоний не пытался создать сколь-нибудь заметных оригинальных теорий, ограничиваясь тем, что постоянно корректировал, с его точки зрения, неправильную или аморальную деятельность жрецов различных храмов и конфессий.
Навряд ли мы вообще узнали что-нибудь об этой замечательной личности, если бы римская императрица Юлия Домна – известная покровительница искусств – не поручила знаменитому тогда (а дело происходило в начале 2-го века новой эры) писателю Флавию Филострату на основе старинной рукописи создать новое произведение о судьбе великого пифагорейца. Созданное этим талантливым автором литературно-историческое исследование под названием «Жизнь Аполлония Тианского» стала своеобразным «евангелием от Аполлония». В опубликованных Филостратом письмах тианского чудотворца можно найти такие откровения:
«Никакой смерти нет, как нет и рождения – все это, лишь видимость», «не стыдно быть нищим от рождения, но стыдно, ежели причиной нищеты сделалось бесчестие», «просить у Бога можно только об одном – Боже, воздай мне по заслугам моим» и, наконец, самое известное выражение: «Добродетель и богатство - несовместны», что несомненно перекликается со знаменитым: «Нельзя служить одновременно Богу и Маммоне!»
В своих странствиях Аполлоний безусловно познакомился с мессианскими воззрениями иудаизма, возможно, еще с тех пор, как публично вещал очарованным слушателям о своих встречах и беседах с тенями героев Троянской войны или утверждал, что способен во мгновение ока перенестись на огромные расстояния (вариант античной телепортации).
Ощущал ли он себя новым Мессией? Несомненно. Готов ли он был основать собственную церковь? Точного ответа на этот вопрос пока нет.
Прожив почти целый век, Аполлоний как-то очень быстро ушел из народной памяти, и лишь его второе литературное рождение действительно обессмертило в веках это имя.

СИМОН МАГ

Совершенно иной личностью абсолютным, можно сказать, антиподом тианскому мудрецу, предстает таинственная фигура зловещего колдуна, коварного чародея, кудесника, обладавшего феноменальными природными возможностями, известного в истории под именем Симона Мага.
Если иудейское происхождение этого человека ни у кого не вызывает сомнений, то в вопросе о месте его рождения имеются определенные разногласия. В частности, Иосиф Флавий полагает, что Симон является уроженцем Кипра. В пользу мнения знаменитого историка свидетельствует тот факт, что некий маг по имени Елима противодействовал апостолу Павлу в его намерении обратить в христианство губернатора Кипра, проконсула Сергия Павла. В настоящее время большинство ученых сходятся во мнении, что Елима и Симон –это одно и то же лицо.
Тем не менее в исторической науке возобладало свидетельство христианского автора Юстина, происходившего из самарийского города Сихема, утверждавшего, что Симон был родом из самарийского селения Гитты.
Обладая редкими способностями, Симон отправился познавать основы магии, медицины и различных фокусов в далекие восточные страны и, кроме того, много времени обучался у бродячих факиров.
Вернувшись на родину, Симон приводит в изумление самарян потрясающими чудесами исцелений, безошибочными предсказаниями и мощной силой пророческого дара.
К тому времени он обзаводится многочисленными почитателями и учениками, среди которых выделяется ученый грек Менандр, провозглашавший своего учителя высшим божеством, а также юная красавица Елена. Представляя восторженным зрителям это чарующее создание, Симон утверждает, что она – его материализованная идея, прародительница всех вещей, непостижимая космическая Премудрость, посредством которой он сумеет очистить и обновить наш ужасный мир.
Не подлежит сомнению, что вдохновенные пророчества Симона Мага позволяют считать его одним из основоположников гностицизма и основателем крупной гностической секты симониан.
Будучи с «младых ногтей» весьма склонным к безудержному самовосхвалению, Симон крайне ревниво относился к каждому, в ком ощущал достойного соперника на ниве народного признания.
Как-то раз, столкнувшись в Самарии с проповедовавшим там апостолом Петром, Симон, согласно преданию, предлагал апостолу деньги за раскрытие некоторых секретов исцеления, но был им жестоко посрамлен.
В некоторых исторических источниках приводится любопытный эпизод, связанный с деятельностью Симона на Земле Обетованной.
С 52-го по 60-й гг. новой эры прокуратором Иудеи являлся один из любимцев римского императора Клавдия, бывший вольноотпущенник Феликс, сумевший интригами и хитростью сохранить этот пост и в период правления Нерона.
Как-то раз познакомившись с сестрой иудейского царя Агриппы, прекрасной Друзиллой, которая в тот момент пребывала в супругах мелкого сирийского царька, сластолюбивый прокуратор совсем потерял голову. Стремясь добиться взаимности капризной красавицы, Феликс пригласил к себе Симона, дабы тот с помощью своих могущественных чар доставил на любовное ложе прекрасную добычу. Как показали дальнейшие события, Друзилла вскоре действительно сделалась женой прокуратора и прожила с ним долгие годы, трагически погибнув при знаменитом извержении Везувия.
В последние годы своего правления император Клавдий издал несколько суровых эдиктов, направленных против колдунов и магов, так как их безмерно расплодившееся количество подрывало религиозные устои империи. На основании такого указа Симон был арестован в одном из малоазийских городов и доставлен в Рим, однако уже находясь в Вечном городе, сумел настолько потрясти своими чудесами сенаторов, что вместо казни удостоился мраморного памятника на берегу Тибра с благоговейным посвящением от Сената.
Воцарившийся вскоре на римском престоле Нерон, будучи человеком чрезвычайно внушаемым и суеверным, очень благоволил Симону, весьма дорожил его мнением и жадно внимал его пророчествам.
Вскоре состоялась новая встреча Симона с прибывшим в Рим апостолом Петром, оказавшаяся для Мага роковой. Всячески стараясь продемонстрировать свое полное превосходство над апостолом, Симон предпринял невероятно сложный, отчаянный трюк, связанный с левитацией, но, поднявшись в воздух на значительную высоту, неожиданно камнем упал вниз и разбился насмерть.
Прослышав о гибели своего любимца, Нерон пришел в неописуемую ярость. Существует даже мнение, что чудовищные расправы с христианами, так называемые «нероновы гонения», были предприняты бесноватым монархом не для того, чтобы снять с себя обвинения в поджоге Рима и переложить их на христиан, а из чувства мести за погибшего Симона Мага.
Мифологизированный образ этого великого лжеучителя имел продолжительное и большое влияние в ряде малоазийских регионов.
Симон Маг и Елена признавались воплощением мужского и женского начала и обожествлялись, в качестве солнечного и лунного сакральных символов. Не забыт оказался и еще один персонаж этой великолепной троицы – грек Менандр, почитавшийся, как посланник неведомых сил.

И ЕЩЕ НЕМНОГО…

Вдохновенное перо крупнейшего сатирика и мыслителя поздней античности Лукиана из Самосаты, которого Герцен называл «Вольтером классической древности», сохранило для нас имена и других лжепророков, таких как обманщик и шарлатан Александр или авантюрист и фигляр Перегрин, которых писатель называет скоморохами толпы и кого властьимущие используют в качестве придворных шутов.
Многочисленные религиозные союзы (фиасы), которые опосредованно можно сравнить с современными фан-группами, яростно сражались друг с другом за приоритет своего кумира.
Они возносили этим лже-божествам святилища, разрабатывали религиозные церемонии, разыгрывали оргиастические мистерии, обретая, таким образом, новое сообщество единоверцев и разрушая традиционные семейные и родственные связи.
Все это серьезно подрывало устои древних языческих культов, расчищая дорогу новому религиозному сознанию.
В сложившихся условиях иудаизм, замкнутый в своей гордой, неприкосновенной самодостаточности и оттого не заинтересованный в прозелитах (новообращенных), практически без борьбы уступил место под солнцем зарождающемуся христианству.

Б. А. Якубович



Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.