Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  Поэт и Женщина «

Поэт и Женщина

Ефим Ломберг



Лиля Брик родилась в Москве в 1891. Отец ее - Урий Александрович Каган, известный в свое время юрист, мать - Елена Юрьевна Берман - известная пианистка. В семье было две дочери - у Лили была младшая сестра Эля, ставшая в последствии знаменитой писательницей Эльзей Триоле. Училась Лиля в частной гимназии, а после ее окончания - на высших женских курсах живописи и скульптуры. Увлекалась высшей математикой, музыкой, свободно говорила на французском и немецком языках. Конструировала и демонстрировала одежду и позировала обнаженной, и даже играла с Маяковским главные роли в кино. Однако, при всей одаренности, Лиля, не оставила потомкам ничего заслуживающего внимания - ни в живописи, ни в литературе, ни в скульптуре. Вся ее деятельность в различных видах искусства была, конечно же, интересным и блестящим дилетантизмом.

26 февраля 1912 года Лиля выходит замуж за Осю Брика, в которого влюбилась ещё в

тринадцатилетнем возрасте, самозабвенно, до последнего вздоха. Как выяснилось позже, он был ее единственной любовью. Маяковского же приняла как некую интересную данность, сумев как никто оценить силу его таланта. Сразу после брака Осип Брик изложил свои принципы семейной жизни, построенные на полном доверии и полной свободе любовных отношений при совместном проживании. Лиля приняла эти условия с радостью, ибо это полностью соответствовало ее понятиям о свободной любви. Здесь они были единодушны и Лиля вскоре доказала Осе, что именно такой она и хотела видеть свою дальнейшую семейную жизнь. Надо сказать, что и до замужества Лиля пользовалась большим успехом. И не только у молодежи, - с Лилей был готов сойтись ее родной дядя, который хотел разойтись с женой, и сын миллионера Волка.

Шестнадцатилетняя Эля, сестра Лили, впервые увидев Маяковского, сразу же влюбилась в него. Роман был бурным и радостным для обоих. До того самого момента, когда Эля привела Маяковского в гости к Брикам. Маяковский прочел хозяевам свою новую поэму «Облако в штанах» и сразу же ошеломил Лилю силой и мощью своего таланта. А Маяковский понял, что это именно та женщина, о которой она всегда мечтал.

В доме Бриков часто устраивались застолья, центром которых всегда была Лиля. В ходе бесед за столом, она часто обнаруживала глубокие значения того или иного предмета, удивляя гостей тонкими замечаниями. Она всегда была не только хозяйкой, но и женщиной, бесконечно любимой Маяковским и умело демонстрировавшей полную свободу и женскую власть. Можно сказать, что это была диктатура самовластья, а Маяковский доказывая правоту установленных Лилей отношений, всегда повторял «Лилечка всегда права».

Очаровательная и хрупкая Лиля излучала по рассказам современников тепло и неизъяснимое обаяние, которое сегодня принято называть сексапилом. Она жила по законам, раз и навсегда поставленными ею над собой и другими. Она брала от жизни всё, как само собой разумеющееся.

Можно без преувеличения сказать, что Лиля была частью жизни многих и славных современников. Кто-то вспоминает о ней с неприязнью, кто-то с ненавистью, кто-то, как виновницу трагических событий в жизни Маяковского, а кто-то, как злого гения на протяжении их совместной жизни. Однако подавляющее большинство мужчин боготворили ее. Марк Шагал и Александр Тышлер рисовали её портреты. Виктор Шкловский говорил: «Такой описывал женщину Шекспир», -- Валентин Катаев подтверждал: «Эта одна из самых замечательных женщин, которых я знаю», вторили ему и Юрий Тынянов («Я не знаю женщину, более очаровательную, чем Лиля»), и Константин Федин («Лиля всегда была олицетворением женственности»).

В 1916 году, через год после знакомства с Бриками, убедившись в том, что Лиля никогда не уйдёт от Осипа, он стрелялся, однако случилась осечка. В 1917 году он вновь пытался уйти из жизни и вновь осечка.

В середине 1918 года он стал считать себя мужем Лили, однако счастлив он не был. Лиля в своих воспоминаниях пишет: «Я была и Володиной женой, изменяла ему, так же, как он мне, тут мы с ним в расчёте».

Лиля никогда не скрывала своих романов ни от Оси, ни от Володи, ибо считала их нормой поведения, а всякую очередную измену мужу - Осе или Володе называла «пустяком». Бывало, что она влюблялась, а потом, через какое-то время остывала, и тогда это чувство часто переходило в многолетнюю дружбу. Так случилось в их отношениях и с Осей Бриком, с которым у неё не было физической близости после двух лет совместной жизни. Так случилось и с Маяковским, интимные отношения с которым прекратились в середине 1925 года. Однако и с Осей, и с Володей их любовь не закончилась, а перешла в нежную дружбу, душевную преданность и взаимную любовь.

Надо сказать, что Лиля прекрасно знала об отношениях Маяковского с Машей Денисовой, Женей Ланг, Верой Шехтель, Соней Шемардиной,Тоней Гумилиной, Вероникой Полонской, Таней Яковлевой и прочими возлюбленными Маяковского, ибо сама ничего не скрывала и просила Володю ничего от неё не скрывать. Маяковский, вроде бы, смирился с этим, однако многие свои романы от Лили скрывал.

Одни литераторы называли Лилю музой и даже сравнивали с Суламифью и Беатриче, называли пророчицей революции, а другие «дамой высшего коммуно-чекистского света». В годы перестройки в архиве ЧК нашли давнее удостоверение сотрудника, за номером 15073 выданное Л.Ю.Брик в начале 20-х годов. А О. Брик имел №25541 и тоже был сотрудником ЧК. Однажды на двери их дома кто-то написал: «Здесь живёт Брик - не исследователь стиха, а следователь ЧК».

Ося Брик был эрудитом, библиофилом, слыл остряком. Это ему принадлежит фраза: «Бог есть, но я в него не верю». Своими мужьями Лиля называла Осю, Володю, Виталия Примакова и Василия Катаняна. Лиля была равнодушна к любым увлечениям Маяковского, больше того, в разговоре с Осей, она как-то сказала: «Пусть спит с кем хочет, лишь бы не женился».

В чём же дело? А ларчик просто открывался,- Брики жили на полном иждивении Маяковского, а Володя был человеком бескорыстным и щедрым и Лиле никогда в деньгах не отказывал. А Лиля с годами становилась всё более требовательной. В телеграмме Маяковскому, то время, когда он находился в Париже, читаем: « Достань денег, хочу поехать в Италию». А перед его очередным отъездом в Париж требует купить автомобиль. А далее следует приложение всего того, что должно быть дополнением к автомобилю: «1) Запасные колёса, 2)Предохранители (спереди и сзади), 3) Добавочный прожектор сбоку, 4) Электрическую прочищалку для переднего стекла, 5) фонарик сзади, 6) Попонку, чтобы не замёрзла вода в радиаторе, 7) Часы с недельным заводом, 8) Несколько пар блестящих чулок, 9) Рейтузы простые и тёплые моего размера.

Прежде чем покупать машину, посоветуйся со мной».

Машина была куплена в декабре 1928 года, и Маяковский приехал на ней в Москву.

В декабре 1929 года в поэме «Во весь голос» он пишет:

Мне

И рубля

Не накопили строчки,

Краснодеревщики

Не слали мебель на дом,

И кроме

Свежевымытой сорочки

Скажу по совести,

Мне ничего не надо.

Тут Маяковский явно лукавит,ибо получал он в ту пору огромные гонорары, не говоря уже о покупке «Рено», стоившей 40 тысяч франков.

В беседе с сестрой Эльзой Триоле Лиля как-то сказала: «Я любила, люблю и буду любить Осю больше чем брата, больше чем мужа, больше чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах, ни в какой литературе».

Кстати, с 1926г.по 1945г. гражданской женой О.Брика была Евгения Соколова-Жемчужная. Об этой связи Лиля знала и вынуждена была с этим смириться.

В августе 1925 Маяковский приезжает в Америку и в Нью-Йорке, на одном из поэтических вечеров знакомиться с Элли Джонс. Ей в ту пору было 20 лет, а Маяковскому 32. Они провели вместе два чудесных любовных месяца - ходили на выставки, концерты и просто подолгу гуляли. В 1926 году Элли, перед тем, как лечь для родов больницу пишет письмо на адрес сестры Маяковского, Ольги (так было договорено, с тем, чтобы Лиля не знала о связи с Эллис), в котором она просит Маяковского помочь ей материально, ибо она осталась без средств к существованию. Но Маяковский отказался помочь, а в телеграмме указал, что помочь не сможет, в связи с определёнными объективными обстоятельствами. Трудно сказать, что это были за обстоятельства, тем более, что Маяковский был достаточно богатым человеком. Судьбе , однако, было угодно ,чтобы они вновь встретились через три года в Ницце, во Франции. Здесь Маяковский впервые увидел свою 2-х летнюю дочь. Они гуляли втроём, купались в море, а на ночь расходились по своим номерам в отеле. К сожалению, больше никогда уже Маяковский не увидел ни Эллис, ни свою дочь Патрицию.

Летом 1991 года, по приглашению директора музея Маяковского, в Москву приехала Патриция приехала в Москву со своим сыном. Первым делом они отправились на могилу отца и деда на Новодевичье кладбище. Патриция долго стояла у могил бабушки,тёток и отца. Потом она опустилась на колени, и голыми руками выкопала ямку между могилами отца и его сестёр, и положила туда прах мамы, который привезла с собой, и покрыла его землёй и травой.

Весной 1929 года Ося Брик пригласил на бега актрису МХАТа красавицу Веронику Полонскую, которая была замужем за талантливым актёром МХАТа Михаилом Яншиным. Однако события развернулись таким образом, что Маяковский, очарованный красотой Вероники и решивший, наконец, обрести свой дом, свою семью, как-то сразу решил, что это именно «его женщина» - как он выразился в беседе с Николаем Асеевым Маяковский был из тех мужчин, которые живут по принципу - «Всё или ничего», и поэтому с первых же встреч говорил ей о серьёзности его намерений.

Когда Вероника отдыхала в Ялте, он посылает две телеграммы - одну в Ялту Веронике, а другую в Париж - Татьяна Яковлевой, с которой в то же время у него происходил страстный роман. Обе телеграммы были одного содержания: «Люблю, жду, скучаю. Володя» и отправлены были в один и тот же день. После потрясения, вызванного замужеством Тани, Маяковский долго не мог придти в себя и на какое-то время их отношения с Вероникой приостановились. Но в начале января 1930 года чувства их вспыхнули с новой силой, а встречи стали почти ежедневными. Конечно же, они стали бы мужем и женой, если бы не грубый нажим и требование Маяковского никуда не уходить и остаться у него. Но то, что Маяковский в предсмертной записке включил Веронику в состав своей семьи, конечно же, много стоит. Кстати, в этой же записке Маяковский написал: «Лиля, люби меня», превратив таким образом, чужую жену и возлюбленную многих мужчин при его жизни и после его смерти в «каноническую» вдову.

А теперь попробуем доискаться до причины, точнее, до причин самоубийства Маяковского. Даже сейчас, через 78 лет, вряд ли кто сможет совершенно точно определить одну конкретную причину смерти поэта. Считать, что самоубийство произошло из-за неразделённой любви к Лиле, Веронике Полонской, или Татьяне Яковлевой, по меньшей мере глупо и наивно, хотя он и дал повод для этого, признав: «Любовная лодка разбилась о быт». По этому поводу лучше всех выразилась Анна Ахматова -- «Когда кругом столько женщин, из-за несчастной любви не стреляются».

Есть ещё одна очень веская возможная причина самоубийства- от Маяковского отошли друзья-литераторы, не простившие ему предательского перехода из ЛЕФа (Левого Фронта Искусств) в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей). К тому же с треском провалилась его пьеса « Баня», поставленная в театре Мейерхольда . На премьере зрители демонстративно уходили из зала, а после первого акта в зале их осталось меньше половины. Такого позора ни Маяковский, ни Мейерхольд ещё никогда не испытывали. Да и выставку «20 лет работы» проигнорировала не только обожаемая Маяковским власть, но даже приглашённые чекисты и партийцы. Да и центральные газеты о выставке вообще не писали. В общем, для самоубийства была масса возможных причин, и именно их сумма, вероятно, подтолкнула Маяковского к этому шагу. Да к тому же и Лиля не раз говорила, что он очень боится старости и поэтому в конце концов обязательно застрелится.

В 1947 году, через два года после смерти Осипа Брика, Лиля была в гостях у Фаины Раневской, которая в своём дневнике записала: « Вчера была Лиля Брик, принесла “Избранное” Маяковского и его любительскую фотографию. Она ещё благоухает довоенным Парижем. На груди носит цепочку с обручальным кольцом Маяковского, на пальцах бриллианты. Говорила о своей любви к покойному…Брику. И сказала, что отказалась бы от всего, что было в её жизни, только бы не потерять Осю. Я спросила: “Отказалась бы и от Маяковского?” Она, не задумываясь, ответила: “Да, отказалась бы и от Маяковского.” Когда она ушла мне хотелось плакать от жалости к Маяковскому. Она не очень его любила».

Положение Маяковского в семье Бриков было двойственным. Он, в сущности, был очень одиноким человеком, но старался, чтобы этого никто не заметил. Как тут не вспомнить его шуточных стихов:

У верблюда есть гнездо,

У коровы дети,

У меня нет никого,

Никого на свете.

Но это не совсем так. У него была мама и были сёстры, которые винили Лилю в том, что он из-за неё не женился и не создал нормальную семью и жил с Бриками , а не с родными.

После смерти Маяковского возникло много версий о его смерти. Некоторые из них в шутейной форме перефразировали его завещание:

Товарищ правительство!

Прокорми мою маму

Ольгу согрей и другую сестру.

Заодно и согрей уж гулящую Лилю,

А я себе спокойненько умру

Хватит волноваться,

Счастливо оставаться.

После смерти Маяковского центральной фигурой суждений и споров остаётся именно Лиля Брик. Вновь (в который раз!) поднимается вопрос, любила ли она Маяковского, и какова её реальная роль в его судьбе и жизни. Нужно сказать прямо, что их отношения - это всё-таки область любовной психологии, и вряд ли будет корректно рассматривать их в деталях. Лиля очень сложный человек. Мы уже говорили, что она была наделена властным характером и отличалась безапелляционностью суждений. Близкие к дому Бриков люди отмечали её жесткую требовательность. Маяковский получал огромные гонорары, однако, когда не хватало нужной суммы денег, Лиля могла устроить скандал.

Так, всё же, любила ли Лиля Маяковского?

Да, конечно, любила, но очень по-своему. В своих воспоминаниях она пишет, что как мужчина он её не волновал, но смотрела она на него, как на свою собственность. Нынче таких мужчин, как Володя называют «подкаблучниками».

Не было случая, чтобы Маяковский в чём-то отказывал Лиле. Надо сказать, что Лиля раньше всех поняла грандиозность его таланта, и ей удалось навсегда сделать Маяковского своим. Она распоряжалась его жизнью так, как ей это было удобно, ибо считала, что всё, что хорошо для неё, должно быть безоговорочно принято им. И надо сказать, что она этого добивалась.

У одного из друзей Маяковского, поэта Николая Асеева, есть замечательные строчки, касающиеся Лили:

А та,

Которой он всё посвятил,

Стихов и страстей

Лавину,

Свой смех и гнев,

Гордость и пыл,-

Любила его в половину!

Любопытна беседа филолога Л.Гинсбург с писателем Виктором Шкловским, человеком, который отлично знал о взаимоотношениях Лили и Володи.- «Могу сказать, что его съела женщина, которую он любил 15 лет. А она его не очень любила. Почему не очень любила? - За то, что он дворянин, за то, что он мужчина и за то, что он гениальный человек…- он, а не Ося!»

А вот стихи Ярослава Смелякова, жёсткие и откровенные:

Ты б гудел, как трёхтрубный крейсер,

В нашем общем многоголосье,

Но они тебя доконали,

Эти Лили и эти Оси.

Неизлечимо заболев, Лиля, чтобы не быть в тягость родным и близким, покончила с собой, приняв огромную дозу снотворного. Она пережила Маяковского на 78 лет. Её кремировали, а прах, как она завещала, развеяли над полем под Звенигородом.

Несмотря на многие негативные черты характера Лили, её, мягко говоря, «своеобразные» взгляды на семейную жизнь, на полную свободу семейных отношений, с которой Маяковский вынужден был смириться, она осталась единственной женщиной, которая пожизненно владела Маяковским.



шугаринг верхней губы войти на сайт . mercedes sprinter здесь
Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.