Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  Секретная миссия пророка Ионы «

Секретная миссия пророка Ионы

Борис Якубович

«И было Слово Господне к Ионе, сыну Амати: «Встань, иди в Ниневию – город великий и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до меня!»

В истории еврейской религиозной традиции некий Божественный посыл о духовном спасении, адресуемый язычникам является абсолютно беспримерным и как бы не соответствующим высокому назначению Пророка, чья благородная задача заключается в охранении и спасении Б-гоизбранного народа.

Правда, в своих книгах Великие пророки Исайя, Иеремия, Иезекииль и Амос напрямую общались с язычниками, но чтобы сам Высший Судия делегировал своего Служителя с подобной целью - такого не бывало! Для того, чтобы должным образом понять и оценить сей поразительный факт, а также восхититься удивительным приключениям Ионы на этом тернистом пути, попытаемся вместе с неизвестным автором библейской книги рассмотреть описываемые события сквозь призму реальных исторических процессов эпохи, столь щедрой на появление новых духовных наставников еврейского народа.

На сегодняшний день большинство исследователей склоняется к тому, что мифологизированный образ героя книги восходит к реальному историческому лицу, жившему и проповедовавшему во второй половине VIII века до н.э, однако сама книга появилась, скорее всего, в период вавилонского плена или немного позже. Традиционные толкователи (экзегеты) рассматривали судьбу Ионы в качестве символа вавилонского пленения (Иона во чреве кита), т.е. наказания, ниспосланного народу за отступничество от Б-га, а его чудесное избавление - как освобождение евреев, прощенных Всевышним.

Подлинный Иона, необходимо помнить, жил и проповедовал в Североизраильском государстве, образованном после распада великой державы Соломона, т.е. в стране, где процесс становления религиозного монотеистического сознания протекал гораздо сложнее, чем в соседней Иудее. Кроме того, если в течение 300-летней истории иудейского государства власть в стране достаточно плавно наследовалась потомками Давида, то за двести лет существования «Десятиколенного» Израиля в постоянных кровавых междуусобицах сменилось, аж девять династий!

Духовная деятельность молодого Ионы началась еще в период правления Иоаса, который, наряду с сыном, являлся одним из наиболее авторитетных монархов в недолгой истории Северного царства.
В судьбе начинающего подвижника просматривается значительная роль, глубокого старца пророка Елисея, ученика Илии. Будучи главным советником безоговорочно доверявшего ему Иоаса, Елисей умело и тонко направлял царя в борьбе с жестоким и коварным противником – арамеями Дамаска, при этом всячески предостерегая от конфликтов с могущественной ассирийской державой.
Когда в 786 году до н.э. на израильском престоле воцарился сын Иоаса – Иеровоам II, безусловно нуждавшийся не только в храбрых полководцах, но и в мудрых и прозорливых духовных советниках, его выбор вполне обоснованно пал на молодого пророка из селения Гат-Хефер, одного из учеников Елисея.

Несмотря на достаточно скудные сведения об этом монархе, ученые единодушно приходят к заключению, что Иеровоам был весьма искусным политиком, которому никогда не изменяла удача. В период его правления могущество «Десятиколенного» царства достигло небывалой ранее высоты. Выбрав в качестве основной мишени давнего и непримиримого врага – арамеев Дамаска, Иеровоам сумел существенно расширить границы Израиля, захватив обширные сирийские территории, включая известную долину Бекаа.
Роль Пророка Ионы в этих событиях представляется весьма значительной. « Он восстановил пределы Израиля…по слову Господа, изреченное через Иону, сына Аматии – пророка из Гат-Хефера…» - восторженно вещает Автор книги Царств.

Если попытаться внимательно, вглядеться в незаурядную личность царя Иеровоама, то можно придти к выводу, что он, прекрасно разбираясь в сложившейся геополитической обстановке, дальновидно и мудро решил подстраховаться, дабы, несмотря на благоприятную для него ситуацию, не оказаться внезапно лицом к лицу с неожиданным антиизраильским альянсом, которые так легко возникали и распадались в этом изменчивом ареале.

На протяжении своего многолетнего царствования Иеровоам привык опираться на штат советников, среди которых одной из самых значительных фигур несомненно являлся пророк из Гат-Хефера.
Лучшего представителя для проведения ответственейших переговоров с Властителем такой великой державы, как Ассирия, найти было невозможно.

Забегая вперед, попробуем представить себе, как через несколько столетий клинописные таблички с сухим официальным отчетом об успешной миссии некоего Ионы попались на глаза какому-нибудь высокообразованному книжнику из числа насильственно депортированных в Вавилон. Почти вся тамошняя еврейская диаспора, особенно среди тех, кто не слишком преуспел в новой среде обитания, горела праведным нетерпением Божественной кары, направленной против языческой империи.
В качестве духовного ориентира для вавилонских пленников несомненно представлялись блистательные по форме и наполненные таинственным мистическим символизмом откровения пророка Иезекииля.

Немудрено, что неизвестный, но без сомнения, глубоко одаренный Автор «книги пророка Ионы» с благодарным вниманием воспринял эти яркие творения и под его пером стали рождаться удивительные и прекрасные строки.

Вот краткое изложение этого труда:

Получив повеление Б-га пророчествовать в ассирийской столице Ниневии, пораженный такой странной директивой, Иона решает бежать (Это от Б-га-то!) на корабле в город Тартесс. Разгневанный Создатель поднимает на море ужасную бурю и охваченные страхом моряки-язычники бросают жребий, чтобы выяснить, кто же явился причиной этого бедствия. Жребий соответственно падает на Иону. Испытывая видимое облегчение оттого, что сейчас все разрешится и Б-г справедливо покарает его за ослушание, Иона настоятельно просит моряков выбросить его за борт.
Надо заметить, что эти люди, по словам Автора, проявили неслыханную по тем суровым временам гуманность, долго не решаясь предпринять подобный шаг. После красивого соревнования в благородстве, Иона был все же сброшен в море и, о чудо – ярость волн немедленно улеглась и буря прекратилась! Моряки одновременно возрадовались и устрашились, принеся благодарственные жертвы могущественному еврейскому Б-гу, сделавшись, таким образом, прозелитами ранее чуждой для них религии!

На этом суровые испытания, которые Всевышний назначил дерзкому ослушнику не закончились. По велению Б-га, Иона был проглочен огромным китом, во чреве которого ему довелось находиться три дня и три ночи.

Только там, в этом плавучем аду, несчастный бунтарь против Божественной Воли осознает всю глубину своего падения и молит Господа о милосердии.

Всевышний снисходит к раскаявшемуся грешнику и повелевает киту изрыгнуть Иону на сушу. Однако, первоначальное требование Б-га к Ионе остается незыблемым: «Встань, иди в Ниневию – город великий и проповедуй в ней, что Я повелел тебе!»

На сей раз Иону не пришлось уговаривать дважды, так как трое суток пребывания в такой ужасной тюрьме, напрочь отбили у него желание своевольничать. Иона без устали скитается по Ниневии и громогласно извещает население о том, что за непотребные деяния через 40 дней опальный город будет разрушен.

В этой древней мелодраме, свято уверовав в апокалиптические пророчества Ионы, раскаиваются не только ассирийский царь и его подданные, но даже домашняя скотина, принадлежащая грешникам и та, видимо, из солидарности, отказывается от еды и питья!

Узрев с небес сей достойный подражания пример всенародного покаяния, растроганный Б-г прощает Ниневию и отводит от нее свой гнев.

Казалось, это произведение завершается счастливым и достойным финалом, однако, не тут то было – Иона и здесь явил Господу свой неукротимый нрав! Дело в том, что неожиданное милосердие Божье привело Пророка в столь глубокое отчаяние, что он готов был не пожалеть собственной жизни, ради, как ему представлялось, справедливой кары нечестивому городу!

По мнению Автора, Иона, как человек искренний, впечатлительный и цельный, решил в такой экстремальной форме выразить свой протест против помилования нечестивцев!
В конечном счете, «Книга пророка Ионы» завершается полным торжеством мудрости Господа, который, на примере засохшего растения, доказал излишне эмоциональному пророку, что даже город язычников достоин снисхождения, если искренним покаянием сумеет обрести Высшее Благоволение! Таков краткое содержание этой замечательной книги.

С точки зрения исследователя, наибольший интерес представляет скрупулезный поиск рационального зерна и прояснение тех загадочных мест, которые могли бы пролить свет на подлинные события, связанные с дипломатической миссией пророка Ионы.

Во первых, представляется очевидным, что предваряющее саму миссию путешествие в Тартесс – отнюдь не изящное измышление Автора книги. Этот древний город в южной оконечности Пиренейского полуострова, основанный этрусками, к описываемому времени существовал уже несколько столетий и был чрезвычайно богат золотыми и серебряными месторождениями, что позволяло многим странам поддерживать с Тартессом очень выгодные торговые отношения.
В книге Царств имеется интересное упоминание о «тарсисском» корабле Соломона, т.е. о наличии у знаменитого царя специального судна, совершавшего плавания в Офир и Тартесс за золотом и серебром.

В этой ситуации Иеровоам II прекрасно понимал, что для успеха важнейшей миссии в могущественную Ассирию посланники во главе с Ионой должны подкрепить свои предложения Б-гатыми дарами не только царю, но и влиятельным сановникам двора. Конечно, мы можем только гадать, как протекала миссия Ионы и с кем конкретно велись переговоры, но о ее успехе можно судить хотя бы по тому факту, что « Десятиколенное» царство получило несколько лет столь необходимой стране передышки.

Еще один любопытный пассаж Автора книги, касающийся горькой реакции Ионы на неожиданную милость Господа к уже было обреченному городу.

Если заглянуть в исторические анналы, то именно в этот период можно наблюдать заметные изменения в, так сказать, политическом портрете ассирийской державы, связанные с приходом к власти выдающегося правителя и полководца Тиглатпаласара III. Этот монарх начал свое правление с радикальных реформ, заметно облагородивших облик страны в глазах ее извечно трепещущих соседей. С этой точки зрения, наиболее значительным деянием нового царя явилось прекращение Ассирией политики варварского истребления покоренных народов, взамен на осуществление их массового переселения и этнического смешивания в разных регионах империи.

Таким образом, Иона, будучи не просто удачливым дипломатом, но еще и пророком, глубоко верующим в неоспоримое превосходство еврейской религиозной идеи, мог действительно чувствовать себя уязвленным новым привлекательным имиджем могущественной колыбели языческого варварства в глазах своих легковерных и изменчивых соплеменников.

Пройдет совсем немного времени, и бездарные преемники Иеровоама, не сумев правильно распорядиться достигнутым благополучием, стали вступать в изначально обреченные на провал, авантюрные антиассирийские альянсы, потеряв в итоге, навсегда сошедшее с политической карты « Десятиколенное» царство Израиль.

Чудесная, сказочная феерия «книги пророка Ионы» своими удивительными приключениями уже на протяжении многих веков продолжает волновать и будоражить умы не только исследователей, но и рядовых читателей.

А что касается лежащих в ее основе сухих документальных отчетов некой дипломатической миссии, то пусть они так и останутся в пыльных архивах дотошных и въедливых историков.



Гемо-про купить где купить. . Mahinaciya тумба швартовая.
Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.