Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  Сохрани народ мой «

Сохрани народ мой

Анна Рудицер

Шестидесятые-семидесятые годы двадцатого века положили начало возрождению российского еврейства, его религии, традиций и культуры. Возрождение это проходило очень трудно – поколения евреев, воспитанных в атмосфере советского антисемитизма, старательно забывали о своей национальности, истории, языке. Для борьбы с этим забвением, борьбы за алию, группа еврейских активистов, в которую входили Биньямин Файн, Владимир Престин, Семен Кушнир, Элияу Эссас, Феликс Кандель, Аркадий Май, Михаил Членов и многие-многие другие, в декабре 1976 года пытались организовать в Москве симпозиум «Еврейская культура в СССР: состояние, перспективы». Однако, несмотря на то, что организаторы действовали строго в соответствии с законом и Конституцией СССР, органы госбезопасности, советское правительство фактически сорвали симпозиум. Проводились обыски, изымались материалы, доклады, подготовленные к симпозиуму, многие участники были подвергнуты арестам, а заграничным гостям попросту отказали в визе.

В апреле 2007 года в Москве состоялся Международный коллоквиум «Клаль Исраэль: Еврейская этничность и национализм в прошлом и настоящем», приуроченный к тридцатилетию сорванного симпозиума. «Клаль Исраэль» - исследовательская программа, инициированная Тель-Авивским университетом для изучения социокультурных и антропологических аспектов современного еврейства. Из докладов этого коллоквиума был составлен сборник, вышедший в издательстве «Memories» в серии «Библиотека Евроазиатского Еврейского конгресса».

Сборник состоит из трех разделов. В первом собраны материалы по истории Симпозиума 1976 года, в частности, подробный рассказ председателя организационного комитета Беньямина Файна о событиях 1976 года. Он описывает этапы планирования симпозиума, рассказывает о его участниках, организаторах, о первом за историю российского еврейства анкетировании, проводившемся среди евреев, отказавшихся от алии (репатриации в Израиль),- для анализа их интегрированности в еврейскую культуру и историю. Он рассказывает о первой попытке хоть как-то осмыслить положение российских евреев после революции, о том, как проходила встреча членов комитета с заместителем министра культуры Поповым, который так и не смог найти веские доводы, чтобы доказать необходимость отмены симпозиума, после чего главным аргументом стали обыски и аресты «лакеев мирового сионизма». Файн говорит о поддержке, оказанной организаторам Кнессетом и мировыми еврейскими общинами, о протесте, подписанном академиком Сахаровым, привычно проигнорированном властями.

В этом же «историческом» разделе - доклад Михаила Членова, ныне - президента Федеральной национально-культурной автономии и Генерального секретаря Евро-Азиатского Еврейского Конгресса. Он показывает, что Советский союз занимал третье после Израиля и США место по количеству проживающих в нем евреев. И только пять процентов из них решили совершить алию. Что будет с оставшимися в СССР девяноста пятью процентами? А как быть с теми, кто вместо алии выбрал неширу (эмиграция в другие страны), а ведь таких евреев - едва ли не большинство. Как обеспечить оставшемуся в СССР «тихому еврею» «идиш лэбен»? Чтобы он не боялся идти в синагогу, отдавать детей в еврейские школы и учить иврит. Необходимо пробудить в сознании каждого еврея понимание того, что исчезающяя еврейская культура - достаточно хороша, чтобы попытаться ее удержать. Нужно только создать благоприятные условия - школы, еврейскую литературу на русском языке, театры, открыть доступ к изучению религии, истории и языка.

Эту же тему продолжает в своем докладе «От сионистского подполья к неофициальной еврейской общине» Матвей Членов. Алия первого своего периода - прекрасный романтический порыв, который раньше или позже закончится. Появится необходимость формулировки четких причин: зачем нужно ехать. Ехать в страну, экономическое положение которой все ухудшается. Страну, в которой чрезвычайное положение, введенное несколько дней спустя после ее создания,- 19 мая 1948 года - сохранялось десятилетиями.

Необходимо достаточно мотивировать, воспитать еврея, чтобы транзитный пункт, Вена, не стал конечным пунктом его пути на Родину. Начало процессу воспитания положило культурническое движение отказников, открывавшие подпольные клубы по изучению еврейской истории и языка, искавших компромиссы с властью и временем, пытавшихся приспособить иудаизм к жизни в СССР. После перестройки на смену отказникам пришли новые, стихийно организованные, непродуманные еврейские общины, которые, несмотря на всю их сумбурность, стали новым шагом к становлению еврейской культуры в России.

Второй раздел сборника - это попытка современного прогноза развития еврейских общин бывшего СССР. Среди материалов этого раздела - статья Евгения Сатановского, вице-президента Российского еврейского конгресса и президента Института Ближнего Востока, «Русские евреи – варианты будущего», где он предлагает разные стратегии развития. Например, стратегия бегства, предполагающая полное растворение евреев в русской культуре. Другой вариант - это стратегия классического сионизма, предлагающий единственным выходом алию. Или - стратегия обороны - добровольное заточение еврейской жизни в гетто, возврат в ортодоксию. Или - наиболее симпатичная автору стратегия - модернизация, в основе которой лежит либеральный ответ на вопрос «кто еврей», интеллектуализация еврейских программ, подготовка профессиональных кадров и независимость русских еврейских общин в отношениях с диаспорой.

Похожие мысли можно найти в докладе «Автоинтеграция. Опыт современной постановки вопроса» Анатолия Пинского. Автор возражает против монополизации Израилем еврейской идентичности, против определения «не совершивший алию - не еврей», на которую опирается сионизм. Приводя слова Сартра «Евреем является тот, кто считает себя евреем», Пинский предлагает осознать и принять тот факт, что огромная часть евреев останется жить в Диаспоре. И будет идентифицировать себя не только с Израилем и еврейством, но и со страной проживания. А, возможно и с национальностью кого-то из своих дальних предков. Так что очевидна необходимость более лояльного подхода к выяснению «еврейскости» человека.

Более того, термин «диаспора», «галут», считает Анатолий Пинский, вообще скоро выйдет из употребления: «Мы живем в мире, мы живем на Земле, а не в изгнании».

В этом же разделе помещена статья Иосифа Зисельса «Еврейская община Украины (попытка прогноза)». При условии государственной стабильности Украины и ее европейского выбора в ближайшие двадцать лет, идентичность евреев будет все больше походить на восточноевропейские модели. Количество членов общины увеличится, ее финансовое состояние улучшится, приобретет стабильность. В плане религии ортодоксальный иудаизм уступит свои позиции реформистскому и консервативному. Что, кстати, так же прогнозируют другие авторы применительно к России. Еврейские общинные центры по западноевропейскому образцу уступят свое место центра общинной жизни синагоге.

Впрочем, по прогнозу Иосифа Зисельса, даже если Украина откажется от Европы, пойдет по другому пути или даже расколется на два государства, еврейская община Украины по-прежнему будет оставаться одной из крупнейших и активнейших в Европе.

Третий раздел составляют статьи, анализирующие различные модели еврейской идентичности в современном мире. Сюда собраны работы Михаила Членова, Элизера Бен-Рафаэля и Лиор Бен-Хаима, а так же статьи, освещающие вопросы истории идентичности еврейства США, Бразилии, Аргентины, Бельгии и восточно-европейских караимов.

Главной темой второй и третьей частей стала проблема взаимоотношения Израиля и Диаспоры, проблема еврейской идентичности, проблема существования и форм иудаизма в современном мире.

На вопрос об идентичности можно получить огромное количество ответов, обусловленных исторически, территориально, религиозно. Классификацию моделей идентичности приводят в своей статье «По-прежнему единый народ? Современные типы еврейской идентичности» Элизер Бен-Рафаэль и Лиор Бен-Хаим. Они подвергают тщательному анализу отношение к национальности, религии, стране и Завету со стороны самых разных еврейских общин. От сугубо религиозных ультраортодоксов всех направлений (мизрахи, миснагеды, ашкеназы, хасиды) до этнокультурных течений современных религиозных ортодоксов, реформаторов и консерваторов и светских бундовцев и сионистов.

За десять лет существования программы «Клаль Исраэль» было проведено шесть коллоквиумов и изданы сборники трудов по каждому из них. Трудов, охватывающих все особенности социо-культурного, религиозного и националистического поведения евреев за последние два столетия. Эти сборники - попытка осмыслить и удержать то единственно ценное, что всегда было у еврейского народа - его традиции, веру и красоту.



Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.