Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  Украине мешает база ЧФ в Севастополе, Грузии — спор с непризнанными республиками «

Украине мешает база ЧФ в Севастополе, Грузии — спор с непризнанными республиками

В случае подключения Грузии и Украины к плану действий по подготовке к членству (ПДПЧ) в НАТО, что почти неизбежно произойдет в ближайшие годы, как заявил для K2Kapital политолог Вячеслав Никонов, обе бывшие советские республики столкнутся с рядом проблем, не имеющих на сегодняшний день своего оптимального разрешения.

Страна-кандидат на получение членской карточки НАТО, реализующая ПДПЧ, обязана соответствовать четырем главным критериям. Должность министра обороны должно занимать гражданское лицо — с этим заданием абитуриенты справились. Структура и оснащение вооруженных сил должны соответствовать стандартам НАТО — за этим дело не станет, особенно, что касается оружия, ведь на одних только американских складах хранится уйма оружия еще со времен холодной войны.

Наконец, не должно быть двух вещей: территориальных споров с соседями и иностранных военных баз. Этим двум критериям обе страны-претендента слабо соответствуют. Грузия не претендует на земли соседей, с ее территории выведены российские базы, но внутри страны тлеет многоплановый конфликт с Абхазией и Южной Осетией, не признающих себя частью наследницы бывшей Грузинской ССР. Сохраняющаяся вероятность силового решения руководством Саакашвили судьбы непризнанных республик ставит НАТО перед угрозой стать косвенным, а то и прямым участником гражданской войны в Грузии.

Украина также не оспаривает линию прохождения государственной границы, но вплоть до 2017 года, согласно международному договору, в Севастополе базируется Черноморский Флот России. Одно лишь присутствие ЧФ становится препятствием для прохождения Украиной кандидатского стажа в НАТО, чем и объясняется, видимо, недавняя инициатива одного из лидеров молодежного движения "Пора" Владислава Каськива, состоящего ныне в пропрезидентской фракции "Наша Украина – Народная самооборона". Каськив зарегистрировал в Верховной Раде законопроект о досрочном выводе Черноморского флота РФ из Крыма. В принципе министр иностранных дел Владимир Огрызко уже в январе известил о начале соответствующих переговоров с Москвой.

Стоит напомнить, что временное пребывание российской военно-морской базы в Севастополе выгодно Украине по финансовым соображениям. Когда 1997 году подписывали договор об аренде, то Украина признала за собой долг перед Россией в размере более $3,0 млрд. — такова задолженность по госкредитам. Решили погашать долг ежегодным вычетом из него (равными частями) арендной платы за временное базирование флота. Плата была определена в $97 млн. Не трудно высчитать, что за 10 лет действия соглашения расплатиться по этому долгу не удастся, а значит, рассудили в Киеве, Москва может потребовать продления срока аренды.

С этого момента явно началась "игра на повышение". Летом 2007 года президент Виктор Ющенко в интервью российским журналистам заявил: «Стоимость базирования Черноморского флота будет меняться, поскольку она связана с другими факторами, которые влияют на окончательную цену». Недавно повторно назначенная премьер-министром Юлия Тимошенко, правда, осторожно, но все же допустила возможность увязки стоимости аренды инфраструктуры с ценой российского газа для Украины.

О каких суммах идет речь? В украинском Центре исследований армии, разоружения и конверсии называют сумму в 400 миллионов долларов, а в правительстве рассуждают о том, что нужно запросить от $2 до $2,5 млрд. в год.

Между тем еще в 2003 году президент Путин уточнил: создание нового пункта базирования флота в Новороссийске «не значит, что мы будем оставлять нашу основную базу в Севастополе». А в Морской доктрине РФ на период до 2020 года записано, что одно из направлений российской политики — «совершенствование правовой базы функционирования Черноморского флота РФ на территории Украины, сохранение города Севастополя в качестве его главной базы».

Таким образом, базирование ЧФ в "городе русских моряков" становится заложником и одновременно камнем преткновения для Ющенко и Тимошенко при вступлении в НАТО.

Однако — даже если будет урегулирована судьба севастопольской базы ЧФ, а Саакашвили и его команда смирятся со статус-кво, после чего они станут полноправными членами альянса, проблемы возникнут с состоянием региональной и глобальной безопасности. Потому что в этом случае, как заявил РИА Новости Александр Храмчихин, заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа, "не вызывает никаких сомнений, что к Абхазии и Южной Осетии Россия, как минимум, применит формулу "все, кроме признания".

Более того, по мнению эксперта, "в случае принятия в НАТО Украины и Грузии окончательно прекратит свое существование ДОВСЕ, тем более что тогда он действительно утратит остатки смысла. Соответственно, Россия увеличит свою группировку вооруженных сил в Европейской части страны за счет переброски войск из-за Урала. Вероятно, Россия также выйдет из договора по РСМД". Судя по высказываниям главы российской дипломатии Сергея Лаврова, претерпят изменения и формат, и само существо взаимоотношений между Россией и НАТО.

Таким образом, кооптирование Украины и Грузии в НАТО не только не укрепит европейскую безопасность, но придаст импульс негативным тенденциям на постсоветском пространстве и породит самый, может быть, серьезный кризис доверия между Россией и ее соседями по континенту.

Владимир Михеев,

K2Kapital



Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.