Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  Дружеский визит в Спарту «

Дружеский визит в Спарту

Борис Якубович

В состав книг, не вошедших в еврейский канон Священного Писания, входят четыре произведения, именуемые «книгами Маккавеев».

Несмотря на то, что ни авторством, ни содержанием эти книги совершенно не связаны между собой, они являются общепризнанным ценнейшим историческим и философским документом. Своим наименованием эти творения обязаны почетному прозвищу третьего сына священника Маттафии Хасмонея, Иуды, названному Маккаби (Молот) за необычайную силу, редкую отвагу и силу духа, умение сплотить народ на борьбу с врагом, заслужившего репутацию героя, которая и по сей день сохранилась в благодарной памяти потомков.

После освобождения Иерусалимского Храма, оскверненного по приказу сирийского царя Антиоха IV Эпифана, еврейский народ провозгласил своего могучего избавителя Первосвященником – духовным и политическим лидером страны.

Именно Иуда Маккавей, незадолго до своей гибели, последовавшей в 160 году до нашей эры, совершил блестящий дипломатический шаг, направив первое в истории посольство в могущественную Римскую республику. Посланники Маккавея везли с собой предложение, исполненное гордости и достоинства - ни много ни мало, о заключении союза! И такой союз был заключен.

На знаменитых Медных таблицах Капитолия, где помещались тексты указов римского Сената, были высечены следующий слова: «…никто из римских подданных не должен воевать с народом иудейским…если кто-нибудь нападет на иудеев, римляне обязаны, по мере сил, помогать им…»

Надо заметить, что, несмотря на широко озвученные, обнадеживающие заверения Сената, римские политики не торопились вмешиваться в восточные проблемы и евреи еще долгие годы вынуждены были в одиночку сражаться с хорошо организованными и многократно превосходящими в численности армиями сирийских Селевкидов.

Вскоре после смерти Иуды новым вождем еврейского народа и Первосвященником был избран младший из семьи Маккавеев – Ионатан, прозванный « притворяющийся», или «дипломат» за его редкое умение договариваться в самых сложных и запутанных ситуациях.

Одним из первых действий Ионатана, в качестве преемника власти, была постройка новых, прочных стен в Иерусалиме, превративших древний город в фактически неприступную крепость.

Постоянные военные столкновения с сильным и непримиримым противником приводили не только к всеобщему обнищанию населения, они грозили иудейскому народу полным истреблением.

В этих условиях, приблизительно в 143 году до н.э. Ионатан попытался напомнить римскому Сенату об обещанном союзе и направил в Рим новое посольство. Отцы-правители Вечного Города охотно подтвердили свое прежнее постановление, расцветив и украсив его горячими уверениями в дружбе и поддержке.

На этот раз предусмотрительный Ионатан решил подстраховаться, поручив послам на обратном пути из Рима посетить греческую Спарту, являвшуюся в тот период самым верным и надежным сторонником римлян из всех государств легкомысленной и переменчивой Эллады.

В описываемое время Спарта была уже совсем не той, прежней легендарной родиной прекрасной Елены и ее братьев –могучих Диоскуров, не являлась обителью сурового законодателя Ликурга, не несла в себе гордый дух храброго царя Леонида и его бесстрашных воинов. Значительно утратившая свое политическое влияние, не только в общегреческих масштабах, но и на родном Пелопонессе, Спарта оставалась, хотя и слабым, но незаменимым стражем римских интересов.

Послание Ионатана, адресованное спартанским правителям, представляет собой весьма яркий, чрезвычайно информативный и… загадочный документ, особенно для позднейших историков.

К счастью, это послание сохранилось полностью, причем мы располагаем двумя его (правда, довольно близкими) версиями. Одна из них принадлежит перу неизвестного Автора Первой книги Маккавеев, другая – Иосифу Флавию.

Так как маститый иудейский историк создавал свои знаменитые сочинения через двести с лишним лет после описываемых событий, надо полагать, что первый из текстов находится ближе к первоисточнику, поэтому будем опираться именно на него.

Вот каким предстает текст послания в современной литературной обработке: « Первосвященник Ионатан, старейшины народа, священники и остальной народ иудейский приветствуют братьев спартанцев!

Еще раньше были посланы письма Первосвященнику Онии от Арея, царствовашего у Вас, сообщавшие о том, что Вы – братья наши.

(Копия прилагается). И принял Ония посланного мужа с честью, и взял письма, в которых ясно говорилось о союзе и дружбе. И вот мы, не испытывая в них нужды (т.е. в союзе и дружбе! - Б.Я.) и имея утешением священные книги, которые в наших руках, решили <однако> послать к Вам для возобновления братства и дружбы, чтобы не отчуждаться от Вас: ибо много времени прошло с тех пор, как Вы посылали к нам.

Мы во всякое время - в праздники и остальные установленные дни вспоминаем Вас при жертвоприношениях и в молитвах, как должно и подобает вспоминать братьев.

Вместе с тем, мы радуемся Вашей славе. Сами же мы подверглись многочисленным притеснениям и нападениям, и ополчились против нас окрестные цари. Между тем, мы не хотели беспокоить ни Вас, ни остальных наших друзей и союзников во время этих войн, ибо есть у нас помощь небесная, помогающая нам, и освободились мы от врагов, и смирились противники наши.

И вот, избрали мы Нумения, сына Антиоха и Антипатра, сына Ясона и послали их к Римлянам, чтобы возобновить с ними прежнюю дружбу и союз. И вместе с тем, поручили им отправиться к Вам с приветствием и передать от нас письма о возобновлении нашего братства. Теперь же, хорошо сделаете, ответив нам на это».

- Таков текст этого исторического документа. Для подтверждения своих слов, Ионатан прилагает к посланию копию старинного письма спартанского царя Арея к тогдашнему первосвященнику Онии, написанного около двух веков назад, вскоре после смерти Александра Македонского.

Приведем некоторые выдержки из этого самобытного послания: «Царь спартанский первосвященнику – радоваться! Нами найдено в писании о спартанцах и иудеях, что они братья и из рода Аврамова (sic! - Б.Я.). Теперь, когда мы узнали об этом, Вы хорошо сделаете, если напишете о положении Вашем… Мы же уверяем Вас, что все, что мы с Вами имеем – это наше общее достояние…» - Вот так, ни много ни мало!

Достоверность и подлинность письма Ионатана доказана. Она вытекает, хотя бы, из наивных, но исполненных достоинства строк: «…не испытывая в союзе нужды…мы все же решили не отчуждаться от Вас…»

В этих бесхитростных словах явно слышится горечь по поводу имеющих место постоянных столкновений иудеев с эллинистическими армиями сирийских правителей.

На этом история дружеского еврейско-спартанского диалога не заканчивается. Вскоре после смерти Ионатана главой иудейского государства сделался его брат Симон, который, наряду с саном первосвященника, принял еще и царский титул, положив таким образом начало новой правящей династии Иудеи.

Автор Первой книги Маккавеев с удовлетворением отмечает, что вскоре после воцарения Симона возникает новый виток союзнических отношений со Спартой, выразившийся в обоюдных посланиях.
При большом стечении народа радушное письмо спартанских правителей было зачитано на главной площади Иерусалима. В нем, в частности, имелись такие строки: «…Ваши послы рассказали нам о Вашей славе и чести и мы возрадовались прибытию их!..»

Что можно сказать по этому поводу. Могущественный Рим получил подтверждение в союзнической верности иудейского народа со стороны самого надежного из своих союзников в Греции, маленькой, но гордой Спарты, что безусловно являлось весьма положительным моментом для молодого еврейского государства. Что же касается удивительного письма спартанского царя Арея первосвященнику Онии, то вероятно оно было создано в недрах « канцелярии» Ионатана –«дипломата».

Выдвинутая еврейской политической мыслью идея происхождения спартанцев от Авраама, скорее всего, предполагала сиюминутное, конъюнктурное значение, однако, как знать, могла и базироваться на наличии каких-то неведомых нам документальных свидетельств о существовании неких гипотетических общих корней евреев и спартанцев. Окончательно ответить на этот волнующий вопрос – трудная и увлекательная задача для историков будущего.



Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.