Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  Первое пришествие Модильяни «

Первое пришествие Модильяни

Сегодня открывается выставка Модильяни. Великий парижанин впервые оказался в России и СССР.

Широким кругам нашей общественности Амедео Модильяни (1884–1920) стал знаком благодаря вышедшему на экраны в конце 60-х плохонькому фильму «Монпарнас, 19», где роль гения-мотылька, сжигаемого роковыми страстями, сыграл идол советских женщин Жерар Филипп. Но его картинами и скульптурами потом пришлось любоваться по репродукциям, так как в отечественных собраниях работ Модильяни не было. Выставка «Встреча с Модильяни» в ГМИИ имени Пушкина – великолепная возможность увидеть его творчество в полноте.

Генуэзский еврей Модильяни, обосновавшийся в Париже в 1906-м, – это настоящий «проклятый художник».

Бедняк и красавец без устойчивых моральных принципов, алкоголик и наркоман, он существовал по модусу vivre vite, mourir jeune – «жить быстро, умереть молодым». В этом он преуспел. Что бы он делал, возьмись за ум и доживи до преклонных лет, можно гадать. Не исключено, стал бы модным и преуспевающим салонным живописцем вроде Кеса ван Донгена, Фуджиты и Тамары Лемпицкой, светских героев swinging Paris времен Генри Миллера. Для этого основания имеются: Модильяни не был склонен к радикальному авангардизму, пороги культуры, как Марсель Дюшан, он не ломал. Он даже не старался провоцировать зрителей, как его более удачливый приятель Пабло Пикассо.

Другая проблема искусства Модильяни – его невключенность в то или иное магистральное направление искусства начала ХХ века. В идущий по необходимому маршруту трамвай он не сел, при жизни не был признан, после смерти едва не оказался забытым. Когда про него вспомнили, оказалось, что работы Модильяни находятся во множестве частных собраний, и главные музеи планеты потратили очень серьезные усилия, чтобы получить его картины.

Труд не оказался тщетным. Ныне по растиражированности и продаже репродукций Модильяни стоит на четвертом месте после Леонардо да Винчи, Уорхола и Пикассо.

И здесь необходимо поблагодарить ГМИИ и его партнеров за то, что им удалось свести концы с концами и привезти в Москву произведения Модильяни из двух дюжин музеев (Гуггенхайм, Метрополитен, Галерея Тейт, Эсторик, Музей Израиля, Альбертина, Фонд Пьера Джаннада, парижский Музей современного искусства, Художественный музей земли Северный Рейн – Вестфалия и далее по списку достойнейших) и из сонма частных коллекций, в том числе российских (собрания Константина Григоришина и Марии Салиной и Сергея Кривошеева).

А что за художник Модильяни? Отличный. Превосходный рисовальщик и изысканный колорист, сумевший синтезировать столь разные влияния, как африканское народное искусство, флорентийское кватроченто, затейливый маньеризм, Сезанна и новейшие веяния его времени. Но, главное, смотришь на его картины, стократно виденные в репродукциях, и ничего не понимаешь. Как это сделано?

Возможно, дело в эротических вибрациях, излучаемых даже самыми холодными его картинами. Возможно, в пресловутых «слепых глазах» Модильяни.

На многих его картинах у людей в глазах нет радужной оболочки и зрачков. На мир они глядят перламутровыми бельмами, а на самом деле заняты смотрением внутрь себя.

Мы же смотрим на картины Модильяни, иногда выглядящие чрезмерно красивыми, а они нам помогают задуматься: зрячие ли мы?

Газета.ру



Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.