«Их убил Гитлер»

Когда  меня спрашивают, чем  занимаюсь, — отвечаю с гордостью: “Работаю  учителем музыки“. С гордостью, потому что в Магдебурге (столица земли Саксония-Анхальт, Германия – прим. ред. МЕГ), где  живу, безработица чуть ли не 25%. Среди эмигрантов ещё больше. Потому что мало среди работающих тех, кому за 50. Коллектив, как было и в России, сплошь женский. Кроме меня, один мужчина — завхоз. Недавно он поделился: „Жена в школу зашла и теперь ревнует. Ищи, говорит, другое место.“ Действительно, учительницы в большинстве молодые, симпатичные. Особенно  нравится мне классная руководительница 4 „Б“ фрау Гедеке. Энергичная, улыбчивая, сохранившая, несмотря на двоих детей, «точёную» фигуру и лёгкую, летящую походку. Удобного случая   поговорить, поближе познакомиться не было. Фрау Гедике, как и другие учительницы, исчезает сразу после окончания уроков. Не забывая улыбнуться и пожелать хорошего дня.

Но недавно был приятно удивлён. Фрау Гедеке не пролетела мимо, а подошла. Как всегда, сияющая и оживлённая: „Господин  Мадорский! Хочу у Вас спросить. Правда, что Вы — еврей?“ По «совковым» понятиям,  вопрос звучал почти неприлично. 

-Что да, то да,- ответил я, не уверенный, что одесский юмор будет понят.

Фрау Гедеке, как девчонка, запрыгала, захлопала в ладоши: “Ой как здорово! Вы сможете провести в 4 „Б“ урок, посвящённый годовщине образования  Израиля?“

-Как это? — растерялся я

- Расскажете об истории, религии, культуре. Сыграете несколько израильских песен. Ну, в таком духе…

Через две недели 20 мальчишек и девчонок, а также фрау Гедеке с интересом рассматривали меня в кипе, израильский флаг, прикреплённый к классной доске, менору, молитвенник, другие вещи, сувениры из Страны Обетованной, найденные дома и одолженные у знакомых.

Посыпались вопросы: — Почему звезда шестиконечная? Почему молитвенник читают с другой стороны? Правда, что в Израиле живут евреи? Почему евреи носят шапочку? Почему? Почему? 

Я отвечал, как мог. Сыграл гимн Израиля. Стал читать заранее подготовленный текст, который  переписал из туристического проспекта, написанного в рекламном, слащаво- приторном  стиле: „…солнечная страна, белоснежные отели на берегу ласкового моря, вечнозелёные пальмы…„ Минут пять почитал и с ужасом увидел , как 4 „Б“  на глазах  исчезает с урока. Наиболее старательные девочки, правда, пытались изобразить внимание. Но подавляющее большинство смотрели в окно, зевали, перешёптывались, играли в крестики-нолики, делали домашнее задание. То есть занимались тем, чем   занимаются школьники всего мира, когда на уроке скучно.

Надо было спасать положение. Я отложил проспект и рассказал на своём ломаном немецком о том, что для меня на Святой Земле было интересным… О солдате израильской армии, — худенькой, маленького роста девчушке лет 18-ти, с которой ехал в автобусе. Девчушка заснула и автомат с грохотом  упал на пол. Она проснулась, спокойно подняла оружие и заснула опять… О мальчике-бедуине, лет шести-семи, который прогнал палкой верблюда, вышедшего на шоссе… О малышах детского сада в кибуце, играющих (по израильской воспитательной методике) со старыми, испорченными, но настоящими автомашинами, холодильниками, электроплитами.  Потом показал видеокассету, которую снял сам: Стена Плача, сафари, виды Тель-Авива. Мы  разучили песню „Хава Нагила“ на иврите. В глазах детишек зажёгся интерес.

И тут неожиданно появилось ощущение, что я упустил что-то важное. Не сказал о том, о чём обязательно должен был сказать. На уроке об Израиле. В Германии. Ощущение было таким сильным, таким осязаемым, что я замолчал, не понимая, что делать дальше. Ребята и  учительница тоже молчали. Пауза затягивалась.

Холокост в цифрахНаконец, в полной тишине я стёр слова „Хава Нагила“, написал во всю доску 6.000.000  ЕВРЕЕВ и поставил восклицательный знак.

-Что означает эта цифра?

Четвероклашки молчали. Я видел как фрау Гедеке что-то прошептала на ухо сидевшему рядом  мальчику, и тот  поднял руку:

- Их Гитлер убил.

 Учительница попросила слова:

- Во время второй мировой войны нацисты во главе с Гитлером  расстреляли, повесили, умертвили в газовых камерах 6 миллионов евреев. В том числе детей женщин, стариков. Только за то, что они были евреи. Встанем и почтим память погибших минутой молчания.

Такого не ожидал. Класс встал легко и бесшумно. В одном эмоциональном порыве. И замер в полной тишине. Чуткие, детские сердца непостижимым образом прониклись серьёзностью минуты. Я смотрел на сосредоточенные, напряжённые лица и комок подступал к горлу. Не выдержал, отвернулся…

Несколько следующих дней 4 „Б“, а за ним и почти вся школа пели „Хава Нагила“. А когда фрау Гедеке спросила четвероклассников, в какую страну ребята хотели бы съездить, то они в один голос ответили — в Израиль. Это были мои счастливые дни…

Лев Мадорский