Яков Этингер

Израиль на неисторической родине

В начале декабря 2005 года мировая общественность резко осудила заявление Иранского президента Махмуда Ахмадинеджада на саммите лидеров исламских государства в Мекке. Поставив под сомнение сам факт Холокоста, он "предложил" странам, сочувствующим евреям, предоставить часть своей территории для "переселения" Израиля с Ближнего востока в Европу. Иранский президент сказал дословно следующее: "Если европейцы будут честными перед собой, они должны отдать часть своих земель в Европе, в Германии, Австрии или в других странах сионистам, чтобы они могли основать свое государство в Европе".

Это заявление вызвало во всем мире не менее резкую реакцию, чем заявление Ахмадинеджада в октябре 2005 года, когда он шокировал мировое сообщество призывом "стереть Израиль с лица земли", повторив жесткую установку лидера Иранской революции 1979 года Аятоллы Хомейни. Иранское правительство несколько отошло от Хомейни в период правления предыдущего президента Ирана, Моххамаеда Хаттами, имевшего репутацию "либерала". В ответ на первое заявление иракского президента ООН приняла резолюцию, в которой решительно осудила отрицание Холокоста. Генеральный секретарь ООН Коффи Аннан заявил, что "высказывания иранского президента его шокировали". Коффи Аннан призвал все государства решительно и безоговорочно бороться с "любыми попытками переписать историю и опровергнуть факт об убийстве в ходе Холокоста трети еврейского народа и несчетного числа других меньшинств". Израиль - "давний член ООН, обладающий теми же правами и обязанности, что и другие члены этой международной организации", - подчеркнул генеральный секретарь ООН.

В связи с заявлением иранского президента следует напомнить, что планы перенесения Израиля в Европу еще не так давно обсуждались в некоторых наиболее экстремистках кругах арабского мира. Их утверждения сводились к тому, что "немцы уничтожали евреев и результатом этого стало в конечном счете создание в Палестине государства Израиль". Безусловно, Холокост в Европе, когда ни одно европейское правительство не смогло защитить евреев, в значительной степени активизировал борьбу за создание еврейского государства в Палестине.

Постоянный представитель СССР при ООН А.А. Громыко, выступая на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о Палестине, произнес 14 мая 1947 года замечательные слова, навсегда вошедшие в историю борьбы за создание еврейского государства: "Еврейский народ перенес в последней войне исключительные бедствия и страдания. Эти бедствия и страдания без преувеличения не поддаются описанию. Их трудно выразить рядами сухих цифр о жертвах, понесенных еврейским народом от фашистках оккупантов. На территории, где господствовали гитлеровцы, евреи подверглись почти полному физическому истреблению. Общее число погибших от рук фашистках палачей определяется приблизительно в шесть миллионов человек. Только около полутора миллионов евреев в Европе пережили войну". Громыко говорил о бедствиях и страданиях, которые испытывают спавшиеся евреи в Европе: "…Позволительно спросить: могут ли Объединенные Нации, учитывая тяжелое положение сотен тысяч уцелевшего еврейского населения, не проявлять интереса к положению этих людей, оторванных от родины и своих очагов? ООН не может и не должна равнодушно наблюдать такое положение, ибо это было бы несовместимо с высокими принципами, провозглашенными в ее Уставе… Пора не на словах, а на деле оказать этим людям помощь... То обстоятельство, что ни одно западноевропейское государство оказалось не в состоянии обеспечить защиту элементарных прав еврейского народа и оградить его от насилия со стороны фашистках палачей, объясняет стремление евреев к созданию своего государства. Было бы несправедливо не считаться с этим и отрицать право еврейского народа на осуществление такого стремление. Отрицание такого права за еврейским народом нельзя отрицать, особенно если учитывать то, что он пережил за Вторую мировую войну".

А. Громыко подробно проанализировал наиболее известные проекты создания еврейского государства и в своем выступлении 26 ноября 1947 года на пленарном заседании Второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН решительно выступил за раздел Палестины на два самостоятельных государства.

Это четкое заявление А.А. Громыко горячо приветствовали в еврейских кругах США, Англии, Канады, Австралии и ряде других стран. Председатель Американской секции правления Еврейского агентства для Палестины Абба Хилель Силвер 4 декабря 1947 года направил А. Громыко письмо, в котором выражалась глубокая благодарность правительству СССР "за поддержку резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН об образовании еврейского государства": "Принятие этой рекомендации - поворотный пункт в истории еврейского народа. Еврейский народ всегда будет благодарен вашему правительству, которое помогло ему на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в достижении национального освобождения. Были бы весьма признательны, если бы Вы передали содержание этого письма Вашему правительству". А. Громыко выполнил эту просьбу. Сталин ознакомился с письмом и не скрывал своего глубокого удовлетворения. Это необходимо отметить, несмотря на последующую антисемитскую позицию Сталина в отношении Израиля и советских евреев. А. Громыко поддержал план создания еврейского государства в Палестине не по своей инициативе, а по указанию Сталина, рассчитывавшего, что будущее еврейское государство будет отвечать далеко идущим стратегическим целям СССР на Ближнем Востоке.

Возвращаясь к заявлению иранского президента по "перенесению" Израиля в Европу, нельзя не сказать, что подобные взгляды не так давно высказывали некоторые арабские деятели, нечто подобное предлагалось и антисемитскими кругами в самих европейских странах. В этой связи заслуживает упоминания так называемый "мадагаскарский план". В конце ХIX и в первой половине ХХ века появился ряд проектов, рекомендовавших создать на острове Мадагаскар, находившемся под контролем Франции, своего рода "пристанище" для евреев из Восточной Европы. Автор первого такого плана немецкий юдофоб П.А.де Лагард предложил в 1885 году решить еврейский вопрос в Восточной Европе, которую он рассматривал как потенциальную сферу немецкой колонизации, высылкой евреев из России, польских территорий, Австро-Венгии и Румынии на Мадагаскар.

После Первой мировой войны план переселения евреев из Польши на Мадагаскар оказался в поле зрения правящих кругов этой страны. В 1937 году, спустя два года после смерти основателя независимой Польши Юзефа Пилсудского, осуждавшего антисемитизм, польское правительство создало специальную комиссию, перед которой была поставлена задача выяснить приемлемость плана насильственного выселения польских евреев на Мадагаскар. В Варшаве рассчитывали на то, что создание с согласия Франции в какой-либо форме еврейского автономного образования на острове укрепит международные позиции Польши. Однако польская правительственная комиссия, посетив Мадагаскар, пришла к заключению, что климатические условия на острове неблагоприятны для жизни польских евреев - выходцев из Европы. Такого же мнения поддерживался тогдашний французский губернатор Мадагаскара. Тем не менее министр иностранных дел Франции Ж. Боннэ в декабре 1938 года в беседе с министром иностранных дел Германии И. Риббентропом заявил, что в целях очистки Франции от 10 тысяч евреев - беженцев из Германии их придется выслать на Мадагаскар.

В это же время в нацисткой Германии А. Эйхман разработал державшийся в секрете в течение четырех лет план депортации 4 млн. европейских евреев на Мадагаскар, где предполагалось создать своего рода гигантское гетто с элементами еврейского самоуправления, но под политическим контролем. Против этого нацистского проекта выступил Американский еврейский комитет, который со своей стороны исследовал условия на Мадагаскаре и признал невозможность массового поселения там евреев. Во второй половине 1940 года, после поражения Франции, Германия официально выдвинула так называемый "мадагаскарский план". Не исключено, что он был использован нацистами в пропагандистках целях для отвлечения внимания мирового сообщества от плана "окончательного решения еврейского вопроса". В январе 1942 года на конференции нацистках лидеров в Занзее "мадагаскарский проект" был отклонен и заменен планом поголовного уничтожения евреев Европы, который включал также и намерения насильственного вывоза западноевропейских евреев на восток Европы для их последующего уничтожения.

Упомяну о том, что планы создания еврейского автономного государственного образования не на территории Палестины, а в Африке, в Уганде, разрабатывались и в руководящих сионистских кругах в самом начале ХХ века. Как это ни парадоксально, инициатива исходила от идеолога политического сионизма Теодора Герцля, посвятившего значительную часть своей жизни идее создания еврейского государства на исторической родине - в Палестине. Не добившись согласия турецкого правительства, под контролем которого была тогда Палестина, на образование там еврейского государства, Теодор Герцль в июне 1902 года, находясь в Лондоне, заявил, что необходимо немедленно облегчить безысходное положение евреев. Не отказываясь от своей программы образования еврейского национального очага в Палестине, он предложил независимое еврейское поселение на Кипре или на Синайском полуострове, в Эль-Ариши, находившихся под британском протекторатом в непосредственной близости от Палестины. В начале ХХ века средиземноморское побережье Синая было мало заселено. По инициативе Лондона специальная комиссия во главе с лидером южноафриканских сионистов Л. Кеслером обследовала район Эль-Ариша и пришла к выводу, что он пригоден для заселения его евреями, однако египетское правительство отвергло этот проект, ссылаясь на невозможность выделить воды Нила для ирригационных нужд населения. В итоге "план эль-Ариша" закончился провалом.

Но Герцль продолжал усилия по поиску временного места для создания еврейского государства за пределами Палестины. После переговоров с британским правительством было выдвинуто предложение об автономном еврейском образовании в Восточной Африке (протекторат Уганда). Под влиянием сообщений о Кишиневском погроме (1903 год) Герцль счел возможным вести переговоры с британским правительством об Уганде, не прекращая борьбы за создание еврейского государства в Палестине. 14 августа 1903 года британское правительство заявило о своей поддержке плана образования еврейского полугосударства в Уганде во главе с еврейским губернатором, но под верховной властью Лондона. Герцль представил Угандийский план на рассмотрение 6-го сионистского Конгресса в Базеле в конце августа 1903 года. Несмотря на категорическое заявление Герцля о том, что угандийский проект не отменяет конечных целей сионизма, он вызвал яростное сопротивление части делегатов Конгресса, особенно из России, которые восприняли его как измену основной идее сионизма. Противники проекта объединились на созванной ими конференции в Харькове и предъявили Герцлю ультиматум, требуя от него отказаться от "угандийского плана". В начале апреля 1904 года Герцль созвал расширенное заседание исполкома сионистской организации, на котором после бурных дебатов ему удалось опровергнуть обвинение в измене идеалам сионизма и урегулировать отношения с оппозицией. Вскоре после смерти Герцля на 7-м сионистском Конгрессе в 1905 году этот план был окончательно отвергнут сионистским движением. Конгресс принял резолюцию, гласившую, что сионистская организация должна содействовать поселению евреев только в Палестине.

Рассматривая проекты создания еврейского государства не в Палестине, а в других регионах, следует остановиться на практически не известном плане образования его… на территории Германии! Российский исследователь Валерий Любин, работавший в московских архивах, опубликовал в 2002 году чрезвычайно интересный документ об инициативе некоторых еврейских лидеров, предложивших в самом конце Второй мировой войны "вариант строительства национального еврейского государства на территории Германии" (Любин В. Израиль в центре Европы: неизвестный проект создания еврейского государства на территории Германии // Материалы 9-й ежегодной Международной междисциплинарной конференции по иудаике. Ч. 1. М., 2002). Валерий Любин совершенно справедливо подчеркивает, что для предложения о создании "в самом центре Европы, на территории Германии, еврейского государства наподобие возникшего позднее Израиля надо было обладать немалой фантазией и незаурядной политической смелостью". 15 марта 1945 года в Риме представители двух организаций - "Международного еврейского комитета действий" и "Международного союза эмигрантов и беженцев-антифашистов" - составили письмо с изложением своего проекта. В этом письме авторы призвали отдать евреям ту часть Германии, которая им представлялось "наилучшей с экономической точки зрения. Речь шла о Северо-западной Германии. Одновременно они предложили еще один вариант: "…Если существуют какие-либо причины, по которым Северо-запад Германии не может быть отдан еврейской нации, мы предлагаем устроить это государство в другой части Германии". По этому варианту имелось в виду образование еврейского государства "на Юго-западе Германии, на территории граничившей со Швейцарией, Францией и состоявшей из Рейнской области, части Бадена, Гессена и Вюртенберга". В поддержку этого варианта приводились сообщения европейской прессы о том, что Франция разрабатывает проект создания независимого государства, размещенного как раз в той же части Германии. По французскому плану это государство не должно было иметь никаких связей с Берлином. В таком случае, по мнению авторов плана, "было бы весьма логично доверить автономное управление этим государством еврейской нации". Проект предоставления евреям права на часть немецкой территории, по мнению авторов документа, полностью совпадал с позицией Британского правительства. Они напомнили, что еще в июне 1942 года известный английский политический деятель лорд Мойт говорил "что сионисты рассматривают не одну лишь Палестину в качестве места, куда могли бы переселиться европейские евреи".

Письмо было направлено министрам иностранных дел стран антигитлеровской коалиции. Советские представители в Риме получили его в апреле 1945 года. Спустя месяц, 30 мая 1945 года, письмо было отправлено в Москву. 16 июня 1945 года это письмо было зарегистрировано, но, как считает Валерий Любин, не попало в руки Наркома иностранных дел Молотова, поэтому никакой реакции со стороны СССР не последовало. Как не последовала реакция и других государств.

План создания еврейского государства в Германии был очередной отчаянной попыткой определенных сионистских кругов добиться создания еврейского государства за пределами Палестины.

Все перечисленные проекты такого рода были обречены на провал. Еврейское государство могло быть создано лишь в Палестине, на исторической родине еврейского народа.