Чарующая бездна…

Скрипка СтрадевариЭпоха насилия, китча и наживы вступила в свои права. Из телеящика несутся сводки последних событий на фронтах нашей цивилизации. Культура перерождается. Во что?! — пока не ясно… Люди, зная всему цену, — теряют умение ценить прекрасное. Публика постепенно перестаёт воспринимать и эмоционально оценивать образную сущность искусства: исчезает способность и желание сопереживания, «уходит» потребность и умение глубже понять действительность, сформулировать свои и чужие идеи, ощущения, мысли  и мнения средствами художественного языка. Не могут ценить и адекватно эстетически оценивать не только чужое, — в чём-то загадочное, инородное и малопонятное, но даже и своё, родное… «Клиповое мышление» доминирует. У слишком многих уже нет никакого фундамента: ни духовного, ни эстетического, ни морального. «Расползается» безответственность культурной элиты. И это происходит в мире повсеместно, везде…

 Наверное, поэтому лекции об искусстве и истории Молдовы, читаемые в Германии заслуженным артистом Молдовы, режиссёром Бэно Аксёновым так важны. Эти  встречи не только связывают народы, страны, культуры, — они связывают  времена. А сверхзадача, «пронизывающая» всю его деятельность,  возвышенна, — «Мир обязан вернуть себе память,  доброту и красоту»!

 8 лет тому назад этот блестящий мастер был вынужден покинуть Кишинёвский русский драматический театр им. А. Чехова, которому посвятил более 40 лет жизни и поселиться  в Германии.  На сегодняшний день режиссёр успел поставить в немецких профессиональных, студенческих и любительских театрах 7 спектаклей по русским и молдавским литературным источникам и прочесть множество лекций об  истории, театральных коллективах, актёрах, режиссёрах, художниках, музыкантах и писателях Молдовы.  Бэно Аксёнов уверен, что забвение прошлого и тех, кто в нём творил — это преступление. Ну как тут не вспомнить слова Гёте «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит!».

На этот раз услышать его рассказы  получили возможность все, кого  заинтересовала музыкальная жизнь  далёкой и неизвестной для множества немцев Молдовы. Они-то  и пришли в  один из лекционных залов Университета г. Карлсруэ. В основном эта была  университетская и консерваторская молодёжь, которая внимательно слушала ведущего, с большим интересом  внимала звукам музыки, задавала вопросы, некоторые что-то даже записывали. 

Бэно АксёновСвой рассказ Бэно Аксёнов начал с информации о Молдове — колоритной стране с живописными городами и сёлами, зелёными холмами с виноградниками,  спокойными озёрами,  с бесконечными полями подсолнечника. О стране, где «резвиться»  быстрый Днестр и спокойно течёт  Прут.   О столичном городе Кишинёве, расположенном  на 7 холмах, славящимся обилием парков, многочисленными высшими учебными заведениями, театрами, Академией наук, творческими союзами.  А затем, рассказав более подробно о творческих союзах Молдовы, слушателям был представлен коллективный мини-портрет замечательных композиторов Молдовы: Штефана Няги, Валерия Полякова, Евгения Коки, Давида Гершфельда, Леонида Гурова, Соломона Шапиро, Алексея  Стырчи, Шико Аранова, Соломона Лобеля, Николая Киосы,  Давида Федова, Теодора Згуряну, Георгия Мусти, Геннадия Чобану, Евгения Доги, Александра Сокирянского, Константина Руснака, Владимира и Николая Чолаков, о которых уже состоялись более подробные беседы ранее,  в предыдущих встречах.  А далее ведущий  остановился на творчестве трёх композиторов, которым и был посвящен этот вечер -  Златы Ткач, Василия Загорского и Макса Фишмана.

При всём различии композиторского почерка этих музыкантов, — ведёт свой рассказ Бэно Аксёнов — количества созданного, популярности, признания общественного и/или официального и положения в обществе, объединяет их высочайшая культура, необыкновенный талант и современная, живая, самобытная, искренняя  палитра музыкальных образов. Они жили, чтоб сочинять музыку, а не сочиняли, чтобы жить. Музыкальные фантазии и поиски  этих композиторов обогатили культуру страны и остаются востребованными в сегодняшней музыкальной жизни.

Ткач ЗлатаЗла́та Ткач родилась 16 мая 1928 года в селе Лозово, Ниспоренского уезда Бессарабии — умерла 1 января 2006 года в Кишинёве. Профессор,  заслуженный деятель искусств Молдавской ССР, Лауреат государственной премии Молдавии, кавалер ордена «Глория Мунчий». Училась в кишинёвской румынской гимназии, обучалась игре на скрипке под руководством своего отца. В 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны оказалась в эвакуации в Средней Азии, потерялась в пути, тяжело заболела и находилась на грани жизни и смерти. Но «всем смертям назло» выздоровела и была определена в детский дом, где впервые начала сочинять музыку. Первым её произведением, с воодушевлением исполненным ею перед воспитанниками детского дома, была песня под названием «Краснофлотцы». Успех был громадный. В 1943 году она наконец-то воссоединилась с семьёй и после освобождения Кишинёва вернулась в город.  Училась  в Кишинёвской консерватории в классе скрипки у Иосифа Дайлиса и композиции у Леонида Гурова.

Злата Ткач — первая в Молдавии женщина, посвятившая себя профессиональному композиторскому искусству. Её перу принадлежат произведения многих жанров: оперы-сказки «Коза с тремя козлятами», «Маленький принц», «Ленивица», «Повар и боярин», камерные оперы «Голуби в косую линейку», «Шаг в бессмертие»,  «Мой парижский дядя», «Поговори со мною, мама»,  балет «Андриешь»,  симфония, концерт для фортепиано с оркестром, сонаты, вокальные, инструментальные  и хоровые произведения, детские песни.

Композитор Злата Ткач чутко реагировала на настроения в обществе и мастерски передавала их в своём музыкально-художественном воображении.  Высокой уровень музыкального мышления композитора,  неожиданные, нестандартные решения использования элементов молдавского фольклора позволяли и позволяют исполнителям находить в её произведениях всё новые и новые краски для интерпретаций. К сожалению, только в последние годы своей жизни появилась у композитора возможность писать произведения с использованием еврейского  мелоса.

Загорский ВВасилий Загорский  родился 27 февраля 1926 года в селе Кара-Махмед, Бессарабия -  умер 1 октября 2003 в Кишинёве. Профессор, народный артист Молдавской ССР, Лауреат Государственной премии Молдавии, кавалер Ордена Республики. После окончания в 1952 году Кишиневской консерватории по классу композиции профессора Леонида Гурова, в дальнейшем, сам воспитал плеяду замечательных композиторов Молдовы. Василий Загорский был крупным организатором культурной жизни страны. В разные годы он служил: зам. директора кишинёвского музучилища, проректором консерватории по учебной и научной работе, директором Молдавского театра оперы и балета, председателем Союза композиторов Молдавии, депутатом Верховного Совета Молдавской ССР,  секретарём Союза композиторов СССР, а также являлся членом Исполнительного совета Международного музыкального консилиума ЮНЕСКО.

Но все эти звания, титулы и должности не затмили в нём  композиторский дар. Потому что он знал, наверное, ещё от своих предков, что дорог в жизни очень много, но есть из них только одна единственная своя… И цель этой дороги не в том, чтобы добиться успеха в жизни, а в том, чтобы жизнь была осмысленна. 

Он  автор многочисленных произведений: балета «Рассвет», симфонии–балета «Памяти Федерико Гарсиа Лорки»,  нескольких симфоний,  камерной музыки для театра, романсов, инструментальных пьес,  хоровых произведений,  квартетов,  рапсодий. Им написана  музыка к молдавским кинофильмам «Марианна», «При попытке к бегству», «Лебеди в пруду», «Жизнь и бессмертие Сергея Лазо», «Риск», «Мосты»,  «Агент секретной службы», «Эта мужская дружба». 

Музыкально-эстетические предпочтения Загорского – романтизм, стилистически «пронизанный»  модернизмом. Его произведения с одной стороны лиричны, нежны и изящны, а с другой — эмоционально насыщены, чувствительны  и щедры крупными драматическими пластами. Произведения композитора раскрывают идеи духовного и интеллектуального потенциала человека, его возможностей, глубину чувств и грани существования в этом неспокойном мире. Сочинения богаты разнообразием форм и жанров, оригинально самобытны и  «произрастают» из недр  народного музыкального творчества Молдовы.

Макс Фишман (2)Макс Фишман родился в Варшаве 12 декабря 1915 года – умер 23 сентября 1985 года в Кишинёве. Композитор, пианист, педагог. Учился в Варшавском музыкальном училище им. Карловича, затем в Варшавской консерватории по классу фортепиано у профессора Юзафа Турчинского, по композиции у профессора Антония Марека. C начала войны участвовал в антифашистском сопротивлении. Спасаясь от преследования гитлеровцев, переплыл Буг и оказался в плену у советских войск. Его не расстреляли, а отправили на рудники в Актюбинск, где он почти 5 лет таскал руду из шахты. После освобождения из ГУЛАГа ему разрешили закончить Белорусскую консерваторию, и в 1952 году он был направлен на работу в консерваторию Кишинёвскую. 

В творческом портфеле композитора остались десятки сочинений самых разных жанров: 4 концерта для ф-но с оркестром,  сонаты для кларнета и ф-но,  для скрипки и ф-но,  для трио, пьесы для фортепьяно и различных инструментов, симфонические, хоровые и вокальные произведения.

Выходец из ГУЛАГа, Макс Фишман  оставался для многих  подозрительным чужаком, евреем из Польши. А он не обращал на это внимания, работал и воспринимал всё происходящее с точки зрения вечности, а не с «кочки» зрения сиюминутной выгоды: потому путь его произведений в концертные залы порой был чрезвычайно труден. Но в Молдове всегда находились большие музыканты, блестяще исполнявшие его музыку.

Мир музыки Макса Фишмана  — это особая музыкальная сфера, где отразились все потрясения его жизни.  И в этой насыщенной,  пронзительной,   объёмной,  живой сфере возникают картины любви и предательства,  доброты и ненависти, страсти и прощения.  А где-то в глубине  музыкального потока угадываются пласты древних  еврейских, польских ,молдавских мотивов, преображённых  и переосмысленных автором…

Интерактивное общение делает  атмосферу лекции-концерта очень тёплой, почти семейной. Вечер пролетает незаметно, живо и интересно. Экспрессия, обаяние таланта и выразительность  ведущего Бэно Аксёнова в сочетании с чётко организованной позицией принесли свои плоды. Знакомство с выдающимися представителями музыкального искусства Молдовы, безусловно, останется в памяти присутствующих. И,  возможно, когда-нибудь, кто-нибудь из этих молодых людей  будет исполнять музыку молдавских композиторов. 

Как и на предыдущих встречах ,была на высоте организатор этих бесед и переводчик с русского на немецкий Анна Кляйн. Большая благодарность и профессору  »Levine Musik»  в Вашингтоне Артуру Аксёнову, который своими советами и подбором музыкального материала постоянно помогает своему старшему брату. И есть надежда, что те аплодисменты, которые прозвучали в этот вечер,вопросы заданные зрителями, вдохновят устроителей этого праздника на новые увлекательные лекции об истории и культуре Молдовы. 

Илана Елизарова