Бердичев, Бердичев…

БердичевПрошедшая на прошлой неделе в московском театре им. Маяковского премьера поставленного режиссером Никитой Кобелевым спектакля по пьесе Фридриха Горенштейна «Бердичев» вызвала резонанс в театральном мире Москвы.

И это понятно. Ведь последнее время большинство театров не устаёт соревноваться в поиске пьес а-ля пост-модерн, с претензией на как бы современность, часто на грани китча.

Или напротив, — ставится проверенный тысячекратно сюжет, чуть обработанный гламурной «глазировкой». Причём слово как носитель смысла начинает играть явно не первостепенную роль и «театральность» всячески «размывается» приёмами из других видов искусства, — кино, цирка, литературы…

В этом контексте симптоматично, что «уставшему» от новаций или напротив, заскучавшему от повторов зрителю предложили в театре Маяковского «натуральный театр», причём не без вышеприведенных особенностей и примет времени, но применяемых с художественной мерой и вкусом. 

Не будем здесь долго обсуждать имя более чем известного и маститого автора произведения, в творчестве которого широкий жанровый диапазон (прозаик, драматург, сценарист) всегда сочетался с высокими художественными достоинствами и литературным мастерством. Достаточно вспомнить, что неслучайно о нём высоко отзывались и с удовольствием совместно работали Андрей Тарковский и братья Андрей и Никита Михалковы, писатели Фазиль Искандер и Юрий Трифонов также высоко оценивали прозу мастера.

После эмиграции, за границей, Ф. Горенштейн был также весьма успешен (первый русский писатель, приглашённый в Западный Берлин на стипендию DAAD) и востребован: плодотворно работал, создавая радиоспектакли, киносценарии и превосходную, наряду с созданной на родине многократно переводившуюся на европейские языки, прозу. В частности, уже тогда по пьесе  «Бердичев» был создан французским радио «Франс-Культур» радиоспектакль…

Поставленный в Москве спектакль представляет собой добротную, высокомастерскую режиссёрскую и актёрскую работу,  глубоко продуманную, где каждой мелочи есть смысл и место,  в полном объёме использующую также  возможности декора и музыкального оформления… Можно  смело сказать, что спектакль поразительно гармоничен и целостен, что так важно при достаточно большом количестве действующих лиц, наличии разных сюжетных линий,  развёртываемых в меняющемся историческом времени, и что весьма нечасто оказывается достигнутым уже на премьерных спектаклях, тем паче на первом из них…

Надо сказать, что из 4 пьес драматурга «Бердичев» в большей мере может быть назван пьесой «для чтения», — много текста, целые «пласты» подробной бытописи — всё это потребовало купюр для воплощения на сцене, но практически совершенно незаметно: спектакль смотрится на одном дыхании, хотя и требует от зрителя внимания и даже иногда напряжения, как и любое серьёзное художественное полотно…

Хочется особо отметить, что присутствовавшие на спектакле  люди, которые родились в городе Бердичев вскоре после войны, провели там юность и прекрасно помнят сложившийся там специфический еврейский колорит, особо отмечают поразительную аутентичность спектакля в целом, передающую давно ушедшее время подчас с достоверностью, присущей в искусстве лишь кино.

Думается, спектакль будет аншлаговым не только на премьере, но и в репертуаре. Ещё раз поздравляем и благодарим весь коллектив создателей и актёров за сложнейшую, но безусловно удавшуюся работу.

Подробно о Ф. Горенштейне см. на здесь.

 

БЕРДИ́ЧЕВ, город в Житомирской области Украины. В 16–18 вв. в Брацлавском воеводстве Речи Посполитой. С 1793 г. в составе России, в Волынской губернии, в 1844–45 гг. — местечко Махновского уезда, с 1845 г. — уездный город Киевской губернии. Первые данные о еврейской общине в Бердичеве относятся к 1721 г. В последней четверти 18 в.  Бердичев стал одним из центров хасидизма (см. Леви Ицхак бен Меир из Бердичева), а с начала 19 в. — одним из центров еврейского книгопечатания в России. В первой половине 19 в. Бердичев — крупный центр оптовой и посреднической торговли сельскохозяйственными продуктами, сосредоточенной почти исключительно в руках евреев. Наряду с торговлей сельскохозяйственной продукцией еврейское население Бердичева занималось также сапожным, портняжным, столярным, кузнечным и кожевенным ремеслами.

Команда МЕГ